Экс-глава администрации Назарово Игорь Сухоруков
История о том, как легко можно построить детский сад в Назарово, если знать, кому за денежку дать на подпись акты приемки. 1,8 миллионов рублей бывший чиновник получил за подписание именно таких актов на дошкольное учреждение на 190 мест. Однако взятка стала достоянием общественности и поводом для уголовного дела.
Прокурор просил для Игоря Сухорукова 7,5 лет строгого режима и штраф на 126 миллионов рублей.
Но, как это бывает, суд учел смягчающие обстоятельства (состояние здоровья, положительные характеристики, сотрудничество со следствием) и вынес более гуманный приговор — штрафа в размере 3 миллионов с лишением права занимать должности в органах власти на 3 года.
Затем дело пересмотрели в краевом суде и увеличили штраф до 5-кратной суммы взятки — 9 миллионов рублей. Однако суд учел, что осужденный находился под стражей, поэтому окончательную сумму к взысканию снизили до 8,4 миллионов рублей. В остальном приговор остался без изменений.
Экс-глава Лесосибирска Борис Золин
Недвусмысленные просьбы о помощи для одной политической партии в 2011 году в коррупционной карьере чиновника нашли место рядом с «подаренным» гаражом и просто взятками мелкими и крупными купюрами. «Потерпевшие, опасаясь создания Золиным негативных последствий для их дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности, передали обвиняемому через посредников взятки на общую сумму 1 миллион 850 тысяч рублей», — рассказывали следователи.
Гордый чиновник вину и свою причастность к взяткам признавать отказался, за что и получил в сентябре 2015 года в суде Центрального района Красноярска 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, штраф в размере 12 миллионов рублей, а также лишение права занимать должности в органах власти и местного самоуправления сроком на 1 год и 1 месяц.
Взятки в МЧС Хакасии
Целая череда коррупционных скандалов сотрясла соседнюю республику минувшей весной.
Сначала под уголовное дело попал бывший начальник ГУ МЧС по Хакасии Андрей Фирсов, придумавший выгодную систему премирования подчиненных, которые возвращали часть денег их щедрому начальнику. Схема работала — так Фирсову удалось «заработать» более 2 миллионов рублей. Сурового наказания, правда, ему удалось избежать - чиновник попал под амнистию в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне и уголовное дело прекратили.
Затем уголовные дела возбудили в отношении других «винтиков» механизма Фирсова: бывшего заместителя начальника финансово-экономического отдела ГУ МЧС России по Хакасии Елены Фитисенко и бывшего помощника начальника хакасского ГУ МЧС по кадровой работе — начальника отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Вячеслава Титова.
Фитисенко, как и ее руководителю, удалось прекратить уголовное дело по нереабилитирующему основанию «в связи с ее деятельным раскаянием». Титову же в декабре 2015 года суд назначил наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях на два года. Однако его тоже освободили от наказания по нереабилитирующему основанию, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Как уточнили в пресс-службе СУ СК по республике, приговор суда пока не вступил в законную силу.
Медвежьи лапы, шины и игровые приставки
В мире коррупционных скандалов встречаются казусы, о которых грех не вспомнить. Одни дают взятки частями тела, другие — бьют рекорды по количеству этих самых взяток, ну а третьи просят за денежное вознаграждение сделать весьма странные вещи.
Так, на покупке «мертвых душ» попался руководитель красноярской компании ритуальных услуг. Мужчина передал медсестре больницы им. Карповича (БСМП) взятку 2 тысячи рублей, а взамен он хотел получать сведения о людях, которые умерли в больнице (видимо, чтобы успеть первым предложить их родственникам свои услуги). О дальнейшей судьбе красноярского Чичикова ничего неизвестно.
Самыми плодовитыми взяточниками в Красноярске оказались врач и преподаватель. Первый — экс-заместитель главврача регионального филиала Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту с 2009 по 2013 год 57 раз (!!!) вносил в личные медицинские книжки граждан подложные данные о прохождении ими аттестации. Как вы уже догадались, никакой аттестации помогающие зарабатывать врачу не проходили. Кстати, о том, сколько именно денег удалось собрать, следователи не сообщили.
Второй любитель брать взятки — преподаватель КрасГАУ. 60 уголовных дел — юбилейная взятка стала для научного сотрудника последней сделкой. Его задержали прямо за передачей. За 1-1,5 тысяч рублей по предмету «Оборудование и механизация перерабатывающих процессов» студенты легко могли получить положительную оценку, однако стражи порядка возможности сдачи сессии за деньги их лишили.
Не менее интересно, что взятки в Сибири дают не только деньгами. Фигуранты уголовных дел успешно получают на лапу в «готовом виде». В Мотыгинском районе один из руководителей лесничества вымогал автомобильные шины за 18,5 тыс. рублей для служебного автомобиля УАЗ «Патриот» за подписание документов на лесной участок.
А в Уярском районе госинспектор Красноярского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов получил свиную тушу за исчезновение протоколов об административных правонарушениях природоохранного законодательства.
Наконец, тувинский браконьер, которого остановили за нарушение ПДД, попытался откупиться медвежьими лапами. Для справки: эта часть тела зверя пользуется большим спросом в Китае и продается на «черном рынке» по 2,5 тыc. рублей за одну лапу.
Скандалы с душком
В краевых коррупционных новостях год от года мелькают фамилии довольно известных региональных политиков и бизнесменов. Часть из таких информационных поводов остаются на уровне слухов (дело не доходит до суда), часть заканчиваются оправдательным приговором (редко, но все же), а часть — все еще не дождались вердикта правосудия.
Так, в начале ноября обвинение предъявили заместителю министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Надежде Маршалкиной. Пока суда не было, но суть обвинения уже ясна: чиновницу, которая в 2013 году занимала должность директора КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья», подозревают в получении от одного из учредителей юридического лица и своего друга по совместительству крупную взятку: Mercedes-Benz ML 350 за 3 миллиона рублей и 14 миллионов рублей на расчетный счет организации. Сейчас Маршалкина находится под арестом, но пока рано говорить о том, что она виновна, а все вышеперечисленное — чистая правда.
Еще один скандал касается красноярского предпринимателя Александра Баталова. В 2013 году бизнесмена задержали в столице с крупной суммой денег, а позже стражи порядка рассказали, что 10 миллионов рублей он вез для якобы передачи представителю администрации Красноярска. В июне 2015 года уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Но до этого полгода Баталов провел в «Матросской тишине» (где ему пришлось совсем несладко), а сейчас — намерен судиться с обидчиками, опорочившими его честное имя, за моральный ущерб.
Наконец, под вопросом остается недавняя ситуация с министром природных ресурсов и экологии Красноярского края Еленой Вавиловой, точнее — в подозрениях по поводу превышения ею должностных полномочий.
Сейчас она отстранена от своей должности по решению суда, а уголовное дело уже возбуждено. Чиновницу подозревают в организации незаконной схемы перевода 800 тысяч кубических метров лесных насаждений ГПКК «Краслес». Но пока все, что можно рассказать об обвинении, заканчивается на словах Вавиловой, которая называет его «заказным».
Так что ситуация с краевыми взятками стабильна: коррупция в регионе есть,с ней пытаются бороться, а иногда — побеждают. Хотя и наказания для любителей засунуть лапу в местный бюджет или же получить немного больше заслуженного иногда, признаться, оказывается слишком мягким.
А какие коррупционные скандалы запомнились вам?