Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «На гребне волны»

Фильм: «На гребне волны»

28.12.2015
11
Кадр из фильма «На гребне волны»
Источник: kinopoisk.ru

От ремейка же отчаянно хочется надеяться, что сегодня, 24 года спустя, нынешние 12-летние не настолько беспросветно испортились, что с ними обязательно надо разговаривать на таком языке, на каком пытается это делать свежий его ремейк.

В фильме Кэтрин Бигелоу, если вдруг кто не видел (немедленно исправьте это упущение!), молодой ещё Киану Ривз постигал вопросы дружбы и долга при помощи Патрика Суэйзи с умопомрачительными локонами и проникновения в банду серфингистов-грабителей.

Point Break, США, 2015
Режиссёр: Эриксон Кор
В ролях: Люк Брэйси, Эдгар Рамирес, Тереза Палмер, Рэй Уинстон, Делрой Линдо, Клеменс Шик, Макс Тьерио, Тобиас Сантельманн, Матиас Варела
Продолжительность — 113 мин.

Это было, возможно, не самое складно придуманное кино на свете (критика на момент выхода активно ему за это попеняла), но оно было энергично и здорово снято, в нём была поэзия и честность, романтика и столкновение характеров, вопросы выбора пути и залихватски поставленный экшен — некоторые сцены оттуда постановщики динамичных фильмов до сих пор радостно цитируют направо и налево. К тому же оно довольно точно попадало в текущий культурный момент — заворожённость квадратно-гнездового героя Ривза патлатыми и татуированными нон-конформистами с калифорнийского пляжа прекрасно гармонировала с тем, как мэйнстрим открывал для себя мир альтернативной музыки и нового на тот момент экстремального спорта; зря, что ли, «На гребне волны» вышел в один год с альбомом «Nevermind» группы Nirvana?

Поправка авторов ремейка с сёрфинга на международный экстремальный спорт, вполне понятная в текущем контексте — более-менее единственное, что могло оправдать само появление этого ремейка; она же по итогу оказывается и единственным решением авторов новой версии, выдерживающим хоть какую-то критику. Трюковые сцены в фильме Эриксона Кора, оператора первого «Форсажа» и старого «Сорвиголовы» с Беном Аффлеком, сняты довольно сногсшибательно — поэтому когда на экране кто-нибудь откуда-нибудь (или, наоборот, куда-нибудь) прыгает, вопросов к новому «На гребне волны» не возникает. Когда же «На гребне волны» пытается связать эти трюковые сцены между собой каким-то сюжетом, остаётся только хвататься за голову.

Материалы по теме
Фильм: «Форсаж 7»
Трюки новые, движок всё тот же

Сюжет неловко слеплен из заимствований из оригинала, в основном неправильно понятых, и собственных нововведений, в основном ещё более сомнительных. Одной из важных точек напряжения оригинала была приятная двойственность относительно предположительно нон-конформистской философии героя Суэйзи и его компании, так цеплявшей героя Ривза — в решающий момент фильм уходил от прямого ответа о том, было ли всё это всерьёз или являлось простым трёпом, удачным прикрытием для собственной противозаконной деятельности.

Ремейк же рисует Бодхи в несколько монотонном исполнении обычно харизматичного Эдгара Рамиреса (с причёской вокалиста группы Foals Янниса Филипакиса) и его друзей однозначными воинами света, радикальными бойцами за спасение Земли от грехов капитализма, готовыми ради достижения своих благородных целей на довольно жёсткие меры. Разговаривают же они при этом всё теми же псевдомногозначительными фразочками из какого-нибудь самоучителя «Найди свой путь в жизни в 10 шагах» в мягкой обложке. Каждый раз, когда герои начинают смотреть друг на друга проникновенно-серьёзными взглядами и обмениваться фразами с использованием слов «путь» или «система», в фильме возникает гнетущий вакуум. Режиссёр Кор как будто так и не определился с тем, как ему самому относиться к этим разговорчикам собственных героев, и поэтому подчёркнуто капитулирует: мол, не знаю, зритель, решай сам, о чём они тут трут, а мне завтра с утра вставать и ещё ставить захватывающий дух прыжок со скалы.

В драматическом плане фильм вообще почти целиком состоит из жестов, не имеющих для дальнейшего развития фильма никаких последствий. Главному герою ещё до титров прикручена трагическая гибель друга — от которой потом всей дальнейшей истории ни холодно, ни жарко. Единственная женская героиня вбрасывается, кажется, исключительно в качестве дани уважения оригиналу. Если там она играла довольно важную роль для сюжета и развития отношений между героями, то здесь неплохую артистку Палмер вставляют, кажется, исключительно для того, чтобы полюбоваться на неё в купальнике, а потом некрасиво обойтись с её героиней в одном из собственных придуманных сюжетных поворотов. То же самое происходит и с Рэем Уинстоном, старшим напарником героя — начальник характеризует его «своеобразным персонажем», но это оказывается чистым приветом герою Гэри Бьюзи из оригинала, потому что дальше герой Уинстона оказывается скучнейшим типом без свойств.

В какой-то момент герой Люка Брэйси принимается канонически палить в воздух и кричать, но почему он это делает именно сейчас, решительно неясно — у Ривза в этот момент случается катастрофическое обострение конфликта между чувством и долгом, Брэйси же, кажется, просто немного досадно, что не догнал оппонента.

На гребне волны (2015) | Трейлер

Видео: youtube.com

С финальным посылом у нового «На гребне волны» тоже всё не слава богу. Оригинал был, как бы смешно это ни звучало в контексте здешних диалогов на эту тему, именно что о нахождении собственного пути — столкнувшись с тем, что и мир «Как Надо», и мир «Как Хочется» требует от него совершения неприемлемого внутренне, Киану уходил из обоих. Финальной точкой роста герой в новом «На гребне волны» становится вручение ему удостоверения агента ФБР, со словами в духе «Мы тут по-быстрому сляпали как-то». С фильмом, прикрученным к прекрасным трюковым сценам, в новом «На гребне волны» поступили примерно так же. Что делал в финале с удостоверением Киану, помнят все, кто смотрел оригинал. Ну, ура — понятно, что именно нужно делать с ремейком нам.

Вердикт — набор отличных трюковых сцен, беспомощно плавающий в жиденьком и невкусном сюжетном бульоне

Рекомендуем почитать