«Современный интерьер, паркетный пол, живые цветы, повсюду ходят люди в белых халатах». Вряд ли догадаетесь, что речь идет о сталепрокатном цехе, да еще и расположенном не где-то на Западе, а в России — в Челябинске. Тем не менее, это так. В 2010-м году Челябинский трубопрокатный завод открыл новый цех по производству труб.
На общем фоне его выделяли две вещи. Во-первых, у цеха было «имя» — «Высота239», назван так в честь географической точки, на которой построено здание. Во-вторых, и главных — абсолютно новый подход к работе. Среди его внешних «атрибутов»: современный интерьер и почти стерильная чистота — все это на территории площадью в 14 футбольных полей. «Сначала подумал, что попал то ли на театральную площадку, то ли в Диснейленд», — сказал на открытии производства в то время премьер России Владимир Путин.
Что же касается «атрибутов» содержательных, то «Высоту239» стали называть не иначе, как «революцией в отечественной и мировой металлургической отрасли». Новейшие технологии, инновации, максимальная автоматизация процессов, экологическая безопасность — в трубопрокатном цехе есть всё, о чем только может мечтать современное производство.
Для обозначения новых подходов к работе был даже придуман специальный термин — «белая металлургия». Как объясняют его авторы, это определение создано на контрасте с металлургией «черной», читай, «грязной».
Не случайно, все сотрудники «Высоты239» носят униформу именно белого цвета, отчего они больше похожи на фармацевтов, нежели на металлургов. В то же время, «белая металлургия» — это металлургия и более экологичная, опять же не «грязная». Такой ее делают современные технологии и подходы.
И еще одна важная составляющая нового взгляда на металлургическую отрасль — кадры. Подавляющая часть тех, кто сегодня работает на «белых» производствах челябинского металлургического холдинга (кроме «Высоты239», это «Железный Озон 32» и «Финишный центр») — это сотрудники с высшим образованием. При этом, признаются в холдинге, только после запуска суперсовременных цехов стало понятно, что «белых металлургов» не готовит ни одно учебное заведение. Чтобы восполнить этот пробел в компании запустили собственную корпоративную программу.
Сегодня понятие «белая металлургия» можно все чаще встретить в интервью и научных работах, посвященных отрасли. Рожденное в стенах челябинского цеха новое слово расходится по миру: этому способствуют визиты на завод зарубежных специалистов. И, очевидно, благодаря маркетологам металлургического холдинга, «идет народ», например, через известных людей — они частые гости «белого» цеха. Некоторые из них даже гоняют по площадям производства на скейте.
Спустя пять лет после запуска «Высоты239» произошла с «белой металлургией» и еще одна важная штука: сегодня это уже не набор составляющих — оборудование, кадры и им подобные вещи, а, скорее, философия, на которую ориентируется все больше компаний в России и мире.
Возможно, как и тойотовское «бережливое производство», через несколько десятилетий зародившаяся в России производственная философия захватит «умы» большинства металлургических компаний мира, а словосочетание «черная металлургия» будет ассоциироваться не с «грязными» производствами, а исключительно с цветом перерабатываемых отраслью металлов.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru