Турнир «Иван Ярыгин» проходит в Красноярске уже более 20 лет, за это время он стал международным, престижным — не каждый город может похвастаться такими соревнованиями. Что он значит для Красноярска?
Это престижно для Красноярска. Я помню, как проходили первые турниры еще в Абакане, потому что Красноярск был закрытым городом. Уже позднее турнир переехал сюда. И потом многие люди, которые приезжали на турнир, они же рассказывали всем о Красноярске.
Ведь многие раньше и не знали, что такое Красноярск и где он находится. Да, в Сибири, но Сибирь же огромная. На многих турнирах, когда уже не было Ивана, меня везде называли «мадам Красноярск», потому что для многих было трудно запомнить фамилию и имя, а вот город запоминали. Я думаю, что это тоже немаловажно для города, тем более, что турнир очень замечательный — люди приезжают-уезжают и всегда в большом восторге.
А красноярцам важен этот турнир, как вам кажется?
Очень хочется верить в это, но если судить по трибунам, — а я всегда смотрю на трибуны, — если бы был пустой зал и люди не приходили бы на соревнования, значит он был бы им не нужен. А тут всегда заполнены трибуны, и за столько лет количество зрителей не уменьшается.
На других турнирах, которые я посещаю, бывает, что еще финалы идут, а люди уже уходят. В Красноярске такие благодарные зрители — сидят, болеют до конца и делают это очень эмоционально.
Я думаю, что турнир нужен Красноярску, по крайней мере, он интересен.
На нашем турнире очень много красочных побед, например, меня когда-то поразил еще молодой Сайтиев, потому что, когда я его увидела, я подумала: какой же это борец — он такой худой и фигура абсолютно не борцовская. Но он оказался таким виртуозным и уникальным борцом!
Какие возможности турнир открывает перед спортсменами?
Для нашей команды этот турнир особенно важен. Это первый турнир в году, начинается новый сезон и как раз на этом турнире тренеры смотрят, кто поедет на чемпионат Европы, кто на Кубок мира — тут формируется сборная команда России.
А есть на турнире те, за кого вы особенно болеете?
Конечно, есть у меня любимчики, но я никогда не называю фамилий. Болею за всех. Иногда даже не могу сдержаться, особенно на чемпионатах мира — мы члены международной федерации, мы представляем не страну, а международную федерацию. Но невозможно же усидеть, стараешься куда-то уйти, потому что начинаешь себя вести уже чересчур эмоционально, а так нельзя.
Через несколько лет у турнира будет юбилей, не думали о том, что пора менять формат?
Пока этот формат меня устраивает, хотя в период подготовки — это все так нервно — и всегда есть мысли, что нужно что-то менять.
У меня есть такое желание или мечта, если можно так сказать... Мы один раз проводили абсолютный чемпионат мира. Боролись две весовые категории — тяжелый и самый тяжелый вес, но зато на него собрались самые лучшие. Было очень интересное и захватывающее зрелище. И, конечно, есть мысли, чтобы провести вместо турнира однажды такой абсолютный чемпионат. Но пока нашей команде нужен Гран-при «Иван Ярыгин» — он будет.
В Красноярске сегодня работает много секций вольной борьбы, проводятся соревнования и турниры среди молодых спортсменов. Как вы считаете, вольная борьба как детский спорт — это хорошо или плохо?
Конечно, я не хочу говорить, что все должны стать олимпийскими чемпионами или стремиться к Олимпиаде, но избитая фраза — здоровый образ жизни — это очень важно!
Я очень много общаюсь с мальчишками и девчонками, и хоть они и не очень много еще занимаются спортом, но человек, побывавший в команде, — он же совсем другой, абсолютно другой. Проживут в спорте хотя бы 5-10 лет — и это уже совсем другие дети. И я призываю к занятиям спортом — все должны заниматься, не обязательно вольной борьбой, но спорт для человека необходим.
Сейчас у нас есть небольшая проблема в том, что все не очень доступно — много секций платных и не каждый родитель имеет возможность платить, а вот борьба, к счастью, один из немногих видов спорта, где все бесплатно.
А много ли молодых ребят сегодня выбирают вольную борьбу?
Детей сейчас очень много занимается вольной борьбой, есть и звездочки уже. Дмитрий Георгиевич Миндиашвили очень много открыл детских школ, и они работают. Есть некоторые регионы, где борьбы нет — и так бывает. Но традиционно, конечно, это Кавказ — там и мальчик не мальчик, если он не борется. Там очень сильная конкуренция, поэтому у нас и в сборной много представителей Дагестана и Чечни.
Но детей в этом виде спорта очень много — они видят, как побеждают взрослые спортсмены и мечтают о том же, а мечта — это всегда хорошо. Для детей мы проводим много соревнований, не так много, как хотелось бы, потому что все упирается в финансы.
Например, в январе у нас был турнир на авиабазе в Энгельсе, где базируется самолет «Иван Ярыгин», почти международным мы его называем, потому что всегда приезжает Казахстан. Это очень хороший турнир по греко-римской борьбе — уже семнадцатый по счету. И я помню, как у нас первый турнир такой проходил — 20 мальчиков в носках, не было даже ковра, вообще ничего не было. Сейчас же это совсем другой турнир, всегда приезжают хорошие ребята. Я этим турниром горжусь — на нем уже можно выполнить мастера спорта — он стал квалификационным.
Существует много стереотипов о вольной борьбе, родители часто сомневаются — отдавать детей в этот вид спорта или нет. Какой бы вы дали в этом случае совет, стоит ли вообще ребенка водить на вольную борьбу?
Вы знаете, нужно просто походить на соревнования с ребенком и посмотреть, что это такое. Посмотрите, какие у нас девочки борются — они же красавицы все. Одно дело, когда они в борцовском трико — многих это шокирует, это непривычно. А когда они выходят, они же спортивные, красивые, фигура хорошая и не со сломанными ушами они абсолютно, как многие считают.
Боязни вольной борьбы, как и спорта вообще, не должно быть. Травмы бывают везде, даже идя по улице можно сломать ногу. В спорте как раз, мне кажется, если ребенок будет заниматься, то он будет подготовлен к тому, как правильно упасть, чтобы не сломать себе руку или ногу.
Поэтому ничего страшного здесь нет. Я думаю, что теперь уже все родители знают, что ребенок должен спортом заниматься, хотя бы для себя, для своего здоровья и физического развития.
Александра Федорова, интернет-газета Newslab.ru