Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Ликбез: мотеты и кводлибеты

Ликбез: мотеты и кводлибеты

31.03.2016
10

Кводлибет

Начнём, пожалуй, со слова, которое и привлекло моё внимание первым — «кводлибéт». Это старинная техника музыкальной композиции, а также пьеса, выполненная в этой технике, как правило, шуточная. Техника заключалась в том, что автор кводлибета сводил в одном произведении разные известные мелодии, либо последовательно, либо одновременно.

То есть, по сути, занимался тем же, чем сегодняшние авторы мэшапов — создавал музыкальную шутку, основанную на затейливом авторском соединении чужих произведений, на узнавании которых публикой и держался эффект от шутки.

Бах написал целый один кводлибет, и сейчас его приводят в качестве максимально наглядного примера того, как работает произведение в этом жанре. Что примечательно, своему названию кводлибет обязан латинскому выражению quod libet, что переводится как «что угодно».

Bach - Quodlibet BWV 524

Видео: youtube.com

Мотет

Дальше давайте разберёмся с тем, что такое «мотéт». Это многоголосное вокальное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Название происходит от старофранцузского слова mot, «слово» — термин «мотет» появился тогда, когда в многоголосых вокальных произведениях, ведущих свою родословную от григорианских хоралов, стал появляться самостоятельный текст. Мотеты могли быть как церковными, так и светскими, в зависимости от содержания текста, и были очень распространены в эпоху Средневековья — многие композиторы оттачивали на них своё композиторское мастерство, поскольку мотету полагалось быть произведением сложным и изысканным.

J.S. Bach: Motet BWV 226 'Der Geist hilft...' - Vocalconsort Berlin

Видео: youtube.com

Ещё среди произведений Баха можно найти пассионы — музыкально-драматические произведения, содержательно посвященные событиям Страстной недели и исполнявшиеся в качестве народных представлений в соответствующую неделю, партиты — этим термином композитор называл свои органные вариации на тему хоральных мелодий, и инвенции (небольшие полифонические пьесы, от латинского inventio, находка, выдумка — Бах писал их для своих учеников для разработки пальцев при игре на клавесине).

Наверное, в повседневной жизни эти термины вряд ли нам пригодятся, но знать, что за ними скрывается, всё равно полезно.

Рекомендуем почитать