В этом году Алексей Семенов заканчивает магистратуру СФУ по специальности «Международный менеджмент». В копилке молодого человека это второе высшее образование. Среди других достижений — стажировка в Пекинском университете и учеба в бизнес-школе «Сколково». Семенов уверен, что профессионал будущего должен знать и уметь как можно больше. Тем более, что возможностей для постоянного развития сегодня более чем достаточно.
Из СибГАУ в Китай
Еще подростком Алексей увлекся цифровой фотографией и вскоре начал заниматься съемкой на профессиональном уровне. В составе команды проекта «Молодежная культурная кочующая столица» посетил с мастер-классами десяток городов края. Однако выбирая будущую профессию, он остановился совершенно на другой области.
— Выбор делал максимально рационально, руководствуясь главным аргументом — профессия должна быть востребована вне зависимости от времени и места. Поэтому остановился на профессии авиаинженера, такие специалисты нужны в любой стране мира — самолеты летали и будут летать.
Учеба не разочаровала? Многие сталкиваются с тем, что их представление о будущей специальности и реальность разнятся.
— У меня таких разочарований не было. Вопрос ведь в твоем подходе к учебе — за корочками ты идешь или за знаниями. Далеко не всегда это одно и тоже.
Тот, кто не готов или не хочет учиться, даже после пяти лет студенческой скамьи выходит из университета «пустой». И наоборот, если есть желание узнавать новое, развиваться — причем не только в профессии — возможностей для этого сейчас хоть отбавляй.
Одной из таких возможностей для меня стал месяц обучения в Пекинском аэрокосмическом университете. Благодаря неплохому уровню английского, отличной успеваемости и научным наработкам, они были связаны с исследованием человеческого фактора в авиации, я, студент 4-го курса, и еще один аспирант СибГАУ получили грант на обучение.
В Китае будущих авиаинженеров готовят иначе?
— Месяц — срок небольшой и вникнуть в нюансы было сложно. Но вот глобальные отличия стали заметны сразу. Что меня сильно впечатлило — все знания и научные разработки в Китае носят максимально прикладной характер. Скажем, университет получает от какой-либо компании заказ на ту или иную продукцию или разработку. И когда она уже запущена в серийное производство, работа вуза оплачивается в товарном виде. Например, одна из лабораторий Пекинского аэрокосмического университета делала разработки в области солнечных батарей. После именно эти образцы были установлены в качестве источника света по всей территории университета. И это здорово: работа студентов, молодых ученых видна, она приносит пользу.
В России цепочка гораздо длиннее, порой для внедрения идеи нужны годы. А иногда ученые и инженеры и вовсе работают «в стол». Еще из интересного — как мне показалась, китайские студенты совсем не превосходят российских в креативности или новизне мышления. Но вот в трудолюбии они дадут нам фору.
Чем ты занимался в Китае?
— Обычная студенческая жизнь: лекции, посещение лабораторий, общение с преподавателями и учеными. Мы учились вместе с другими иностранными студентами. Пекинская стажировка помогла окончательно определиться с выбором темы диплома. Если не углубляться в термины, она была связана с использованием выработавших свой ресурс авиационных двигателей для установок по перекачке нефти. Сразу после окончания вуза я начал работать по специальности в одной из авиакомпаний края, а спустя еще полгода поступил в магистратуру СФУ по направлению международный менеджмент.
Как попасть в «Сколково»
Алексей Семенов — приверженец все более популярной в последнее время точки зрения: один из главных навыков профессионала будущего — умение учиться и готовность переучиваться. Новые знания, уверен молодой человек, могут пригодиться не только в работе.
— Есть такое понятие T-shaped skills — в переводе «Т-образный профиль компетенций». Представьте себе человека, который стоит на земле, а его руки широко разведены в стороны. Так вот, туловище человека — это его знания в конкретной области, стержень; руки — его навыки и компетенции во всех прочих областях. И чем шире этот охват, тем лучше. Исходя из этого я и решил получить второе высшее образование — это дополнение к уже существующей базе.
Мысль далеко не новая, но лишних знаний не бывает. И распространяется этот постулат одновременно на жизнь профессиональную и личную. К примеру, в магистратуре нам читали курс по стратегическому анализу — крайне полезная штука для любого человека, принимающего непростые решения.
Как ты к этому пришел?
Мне всегда были интересные разные вещи: компьютеры, фотография, авиатехника, финансы. Интерес — это стимул копать глубже, узнавать больше. Да, ты можешь и не стать крутым специалистом в какой-то области, но любые знания и навыки тебе рано или поздно пригодятся.
Даже элементарные вещи — чтение, это тоже образование, вклад в твой кругозор. Как говорится, было бы желание, а возможности всегда найдутся. Тем более сейчас их более, чем достаточно — различные конкурсы, гранты, стипендиальные программы. Они отнимают много времени, сил, порой это сплошной стресс, но результат того стоит. Даже тот, кто не выигрывает формально, выигрывает по сути — становится умнее, образованнее, делает шаг на ступеньку вверх. Знаю об этом не понаслышке: в одном из последних таких конкурсов я получил «путевку» на обучение в московской бизнес-школе «Сколково».
В чем заключалось конкурсное задание?
Стипендиальная программа «Выше мечты» была нацелена на молодёжь, которой интересна сфера финансов и инвестиций. Чтобы пройти отбор, претенденты разрабатывали стратегию развития для золотодобывающей компании, опираясь на ее финансовую отчётность. В программе участвовало порядка 4000 человек. В финал вышли только 50 из них, подавляющее большинство — это жители Москвы и Санкт-Петербурга. Я был в числе четырёх человек из регионов России. Собственно, учеба в бизнес-школе и была главным призом. Неделю с небольшим мы провели на интенсивном курсе, посвященном инвестиционному банкингу. В качестве преподавателей курса выступали самые известные личности из сферы финансов, например, основатель инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубен Варданян.
Среди победителей почти не было представителей регионов. Получается, что образование в столичных вузах лучше?
Как бы хорошо мы о себе не думали, но между столицами и регионами огромная пропасть. К сожалению, Красноярск — провинция по многим статьям, образованию в том числе.
Лично я вижу причину в своеобразной утечке мозгов: лучшие ребята из Москвы едут за границу, а лучше ребята из регионов — в Москву. И это понятно: возможностей на местах на порядок меньше.
Все важные и интересные процессы, такие как разработка новых продуктов и принятие решений — всё это происходит в столице. Красноярску в лучшем случае достается роль исполнителя. Искренне надеюсь, что со временем в нашем городе появится больше возможностей для талантливой молодежи и не придется обращать свой взгляд на Запад. Надеюсь, что однажды, головные офисы ряда крупных компаний, например, того же «Норильского никеля», переедут из Москвы в Красноярск.
Есть какой-то совет для выпускников и их родителей, за какими профессиями будущее?
Прогнозировать очень сложно — никто не знает, какие карты выпадут. Из очевидного, это профессии, которые будут востребованы всегда, например, врачи. Но таких специальностей немного.
В планах на будущее я бы исходил от обратного: не смотрел на сферы, которые сегодня процветают. Вероятнее всего, через определенное время в этих отраслях случится кризис или, как минимум, переизбыток кадров. Один из возможных вариантов — пристальнее смотреть на зарождающиеся новые отрасли и профессии.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru