Beyonce «Lemonade»
Новый альбом действующей поп-королевы Америки — а, возможно, и мира — прибыл, как всегда, неожиданно, и с целым набором интересных составляющих. С часовым видеовоплощением, премьера которого состоялась сразу на канале HBO. С сюжетом, как буквальным — лирическая героиня альбома переживает измену любимого и проходит все стадии этого, от неверия до ярости, от отчаяния до спокойствия финального прощения и воссоединения, так и метафорическим — страдания героини становятся частью коллективных страданий усреднённой Чёрной Женщины; это она в финале находит силу в прощении. Бурное обсуждение вокруг «Lemonade» по целой массе затронутых им самых животрепещущих вопросов современности — изменял ли Джей Зи? С кем? Прогрессивно ли отстаивать равноправие в костюме сексуального объекта? Что нам может рассказать об угнетении женщина, билеты на чей концерт стоят больше тысячи баксов? — уже идёт полным ходом.
Но весь этот сопроводительный шум, понятно, не имел бы никакого смысла, если бы музыка была плохой — а она на «Lemonade», если коротко, замечательная.
Бейонси смело берёт всё лучшее как от белой, так и от чёрной музыки. У неё читает Кендрик Ламар и подпевают Джек Уайт и Джеймс Блэйк (кто?, чешут в затылке миллионы слушателей, узнавая новое имя), она сэмплирует Led Zeppelin, цитирует Yeah Yeah Yeahs и смешивает кантри с нью-орлеанским блюзом и превращает всё в бушующий ураган крутости, зажигательный и мощнейший поп прямого действия, в котором рок и рэп, джаз и соул, модерновая электроника и архаичный блюз сходятся воедино, чтобы создать саундтрек сегодняшнего дня. Сегодняшний день Бейонси звучит чрезвычайно круто.
Филипп Киркоров «Я»
На новом альбоме Филиппа Киркорова со скромным названием «Я» — тридцать семь песен. Бывало, впрочем, и хуже — на прошлом альбоме со значительно более озадачивающим названием «ДруGOY» (я долго ломал голову над этим двуязычием, но так и не расшифровал его) песен было ПЯТЬДЕСЯТ ДВЕ. То есть, требуется изрядное мужество, чтобы вот так взять и пуститься в путешествие по новому альбому Филиппа Киркорова — потому что по длине его хватит, ну, почти что на «Властелина колец».
Причём любовь к большим формам у Киркорова проявляется вовсе не только в хронометраже — каждая из здешних 37 песен (ну, окей — некоторые всё же перепетые старые) аранжирована под мини-рок-оперу имени Вагнера, в которой абсолютно каждый инструмент пытается обязательно грянуть внушительнее и громче других. От этакой напористой размашистости заметно шалеешь — где-то к середине первой части альбома «Я» начинаешь задумываться о всякой ерунде, вроде возможного сценария конца света посредством совместного трека Филиппа Бедросовича с группой Muse: мир попросту не выдержит такой концентрации широких жестов в одном мире и треснет напополам.
Но вообще жаль, потому что за барочной пышностью мегаломанских аранжировок у Киркорова время от времени скрываются отличные песни — тонкие, живые, дышащие; но яростная оперная красота эту жизнь усердно все тридцать семь треков душит.
PJ Harvey «The Hope Six Demolition Project»
У первой леди британского альтернативного рока Пи Джей Харви — интересная эволюция творческого взгляда. Начинавшая (уже четверть века назад, господи! Как время-то летит) с разговоров на предельно интимные темы, заводимых с обескураживающей прямотой откровенного девичьего дневника, к своему девятому альбому Полли Джин пришла к политическим хроникам мировой нестабильности. Её предыдущая (изумительная) пластинка «Let England Shake» внимательно всматривалась в военное прошлое родной Англии — нынешняя написана в галерее (Харви превратила запись альбома в действующую музейную инсталляцию) по мотивам путешествий в компании фотографа Шеймуса Мёрфи по местам, так или иначе связанным с относительно недавними военными конфликтами. Там, где в прошлый раз звучали призрачные воспоминания давно минувших дней, теперь — шум живой, несмотря ни на что, улицы современного мира.
«The Hope Six Demolition Project» записан, как живой концерт на уличной акции протеста — здесь много голосов и громких барабанов, здесь поют хором и хлопают в ладоши, здесь инструменты налезают друг на друга с непосредственностью спонтанного уличного джема; кто что принёс, кто ведро, кто саксофон, тот на том и сыграл. Этот коммунальный, хаотичный дух музыки отлично сочетается с текстами Харви — сырыми, отрывистыми открытками-зарисовками, разреженными репортажами из разных мест (Балканы, Афганистан, Америка), в которых Харви отказывается от громких заявлений в пользу отрешённых наблюдений за будничной реальностью.
Эта подчёркнутая отстранённость бьёт по голове довольно сильно — на «The Hope Six Demolition Project» мы видим мир глазами неравнодушного артиста и поэта, и после альбома хочется хоть немного сделать его лучше.
Звери «Страха нет»
«Звери» не зря взяли себе такое название — в них правда периодически чувствовалось что-то такое природное, словно какой-то запах, из-за которого ты либо бы за них, либо страшно раздражался в их присутствии. Новый альбом «Страха нет» (привет «Мумий троллю»?) практически полностью лишен этой странной внутренней шероховатости — это десяток гладких, красивых, уверенно написанных и профессионально и энергично сыгранных поп-рок песен, за которыми не чувствуется вообще ничего.
Это, в общем-то, хорошая, но довольно-таки выхолощенная музыка — всё «зверское», инстинктивное, живое, лохматое, неудобное, природное из неё как будто вымели безжалостной рукой. А так совсем, совсем неинтересно.
Deftones «Gore»
Третья пластинка Deftones в текущем составе — с басистом Серджио Вега, заменившем одного из основателей группы Чи Ченга. Ченг разбился в автокатастрофе и провёл почти пять лет в полубессознательном состоянии, пока не скончался от сердечного приступа три года назад — в промежутке между предыдущей и этой пластинкой. На «Gore» Deftones выходят перед нами со спокойным сердцем и чистой душой — это альбом взрослой группы, которая знает, кто она такая и что она делает.
В интервью вокруг выхода пластинки Чино Морено спокойно и подробно рассказывал о всех их предыдущих проблемах — о злоупотреблениях, о конфликтах внутри группы, о творческих разногласиях, о трагедии с Чи; и было понятно, что это говорит человек спокойный и взрослый, переживший эти и принявший эти сложности, как должное. «Gore» звучит примерно так же — как альбом группы, принявшей себя. В рецензии на прошлый альбом мы назвали их песни «кровавым металлом», и Deftones соглашаются, называя пластинку «Gore» (общее слово для обозначения всего внутреннего — крови, мяса, плоти). Это одухотворённое звуковое насилие, ломовое и воздушное, брутальное и романтичное — инь и ян. Всё хорошо, жизнь идёт, Deftones с нами. Приятно это знать.