Продуктовый ритейл: бум дискаунтеров
Вадим Журов, коммерческий директор сети гастрономов «Красный яр»
О кризисе и бизнесе. 2015-й задал новые правила игры, главное из которых — не совершать ошибок, принимать максимально взвешенные решения. Касается это и серьезных шагов — открытия нового супермаркета, к примеру. И нюансов — что нужно покупателю, ради чего он придет именно в твой магазин, а не уйдет к конкуренту. Сам покупатель тоже стал другим, и это резкие перемены. Не только в нашей сети, а в целом по рынку выросла доля покупателей, с повышенным фокусом на экономии. Они готовы изменять любимым брендам при условии, что неизвестный товар будет стоить дешевле.
Рынок на этот тренд ответил активным развитием дискаунтеров — магазинов с низкой ценой и высокой долей небрендированных товаров. Заметно снизилось в прошлом году потребление. Основных причин две: это продуктовое эмбарго, из-за которого сократился ассортимент, и повышение цен. В начале 2015-го отмечали снижение количества позиций в чеке — люди стали меньше покупать. Но с сентября эта цифра стабилизировалась и начала расти. Связываем это с нашей агрессивной промо-политикой, которая позволяет прирастать в трафике существенно выше рынка. Это говорит о правильной стратегии.
О ближайшей перспективе. Уверен, что этот год с точки зрения бизнеса будет гораздо лучше. Понятны приоритеты покупателя, наша задача — грамотно ответить на них.
−13% — спад оборота по ср. с 2014 г.
Источник: Красноярскстат
Мы увеличили долю промо-товаров и первый квартал показывает эффективность этого решения — растет покупательский поток и товарооборот. За год рассчитываем открыть не меньше 30 «Батонов» — агрессивно зайти в сегмент жесткого дискаунтера и сделать качественный бизнес-проект. Сеть «Красный яр» тоже прирастет новыми точками. Убежден, что год также потребует от бизнеса максимально взвешенных шагов.
Недвижимость: дешевеющие «квадраты»
Михаил Сарченко, заместитель директора по маркетингу и развитию ГСК «Красстрой»
О кризисе и бизнесе. Если давать срез в целом по отрасли, то год для стройрынка был непростым. Доходы населения, а вслед за ними и покупательская способность, заметно упали. Ушедший в пике спрос потянул за собой и цену «квадрата». Стоимость жилья сегодня намного доступнее, чем это было два года назад. Стоит ли ждать дальнейшего снижения? Думаю, нет — падать дальше уже некуда: строители продают квартиры с минимальной наценкой. Но в этой ситуации выигрывает покупатель — сегодня самое благоприятное время для приобретения жилья. Новая реальность обязывает застройщиков быть гибче — подстраиваться под рынок, внимательнее слушать покупателя, договариваться с поставщиками. Чем ты гибче, тем успешнее будет твой бизнес. Отмечу, что конкретно наша компания итогами прошлого года осталась удовлетворена.
О ближайшей перспективе. Сегодня строительный рынок, как и многие другие — это рынок покупателя, он задает правила игры. Потому успешность бизнеса во многом зависит от умения услышать и даже предугадать его запрос.
15% — рост объема ввода по ср. с 2014 г.
Источник: Департамент градостроительства Красноярска
Современный покупатель очень требователен: ему уже не интересно типовое жилье, он готов платить за «фишки». Какими они будут: инфраструктура, отделка, нестандартная планировка — это каждый застройщик решает сам для себя. Объемы ввода нового жилья в этом году, скорее всего, останутся на привычном уровне. Дома, которые будут сдаваться в 2016-м, закладывались два года назад, еще при высоком спросе. А вот в будущем году, вероятнее всего, стоит ждать снижения по вводу. Объем предложения будет определять и цену: чем меньше нового жилья будет строиться, тем дороже станет «квадрат».
Рестораны: едим меньше
Максим Орешин, директор комплекса ресторанов «Красноярск»
О кризисе и бизнесе. Снижение среднего чека затронуло все форматы, даже демократичный фаст-фуд. Клиенты стали меньше заказывать — это уже не пицца и салат, а только пицца. И выбирать блюда, которые ниже по стоимости. Если вчера заказывали пиццу с морепродуктами, то сегодня, чтобы сэкономить, берут более простые варианты. Число гостей в ресторанах также стало меньше, но незначительно. На бизнес этот показатель, безусловно, влияет, но не так критично, как низкий средний чек. В фастфуд-заведениях, напротив, отмечаем рост гостей — в текущей ситуации демократичные форматы более жизнеспособны. «Белые воротнички», смущаясь, но ходят обедать в столовые, состоятельные люди хорошо чувствуют себя в демократичных заведениях. Главная гастрономическая тенденция — волна популярности бургеров. Она уже захлестнула Москву и скоро дойдет до нас — в городе будут открываться новые бургерные, а уже работающие заведения включат это блюдо в свое меню.
О ближайшей перспективе. Относительная стабильность в экономике дает и стабильность, также относительную, в бизнесе.
Средний чек в фаст-фуде: 350 руб.
Источник: 2ГИС, экспертные оценки
Привычка красноярцев отдыхать на летних террасах кафе и ресторанов положительно скажется на бизнесе тех, у кого «летники» есть. Загадывать на более долгий срок трудно — никто не знает, что будет дальше. Не исключено, что мы увидим еще большее падение потребительского спроса. В ресторанном бизнесе сейчас период выживания — все сокращают издержки, пытаются приспособиться к новым условиям и предложить лучшую цену. Это определяющий фактор.
Авто: резкое «торможение»
Сергей Нощик, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО»
О кризисе и бизнесе. По разным оценкам продажи новых машин в России сократились на 36-38%. Цифры по Красноярску значительно хуже — более 50%. На этом фоне многие автодилеры, и мы не исключение, плотно занялись реализацией автомобилей с пробегом — продажи по этому направлению удалось кратно увеличить. Новая реальность поменяла и клиента — он стал намного более избирательным. Прежде чем принять решение о покупке, он тщательно изучает предложения — характеристики авто, возможности получить выгоды и подарки. Дилеры, в свою очередь, предлагают те самые выгоды, чтобы склонить покупателя на сторону своей компании. И еще один нюанс: сегодня клиент однозначно сместился в сторону более дешевых моделей автомобилей, но в более дорогих модификациях. Он готов жертвовать имиджем — покупать модель классом ниже, но не комфортом.
О ближайшей перспективе. Скорее всего, динамика продаж в текущем году будет со знаком минус — в районе 10% к уровню 2015 года. Но уже это — положительный тренд: спад не такой пугающий, как годом ранее. Похоже, что рынок нащупал дно.
−22% — спад продаж по ср. с январем-февралем 2015 г.
Источник: «Автостат»
Если экономическая ситуация не улучшится, то какой-то период, год-два, рынок останется на этих значениях. Но, возможно, что начиная с 2017 года, продажи понемногу пойдут вверх. Конечно, мы вряд ли вернёмся к объёмам реализации 2011-2013 гг. Но тем не менее, предпосылки определённого роста продаж в перспективе есть — уже сегодня сформирован огромный отложенный спрос, который обязательно «выстрелит». Что-то подобное мы видели в 2008-2010 гг. Скорее всего, в нынешней ситуации рост продаж не будет таким стремительным. И, естественно, это возможно только при отсутствии каких-то новых неблагоприятных политических и экономических факторов.
Туризм: смена направлений
Николай Куприенко, директор туристической компании «Там Там»
О кризисе и бизнесе. Прошлый год был богат на новости — каждый месяц случались события, способные серьезно изменить туррынок. Многие ждали коллапса, но, если оглянуться на год, становится ясно: рынок стал другим, но катастрофы не произошло. Одно из главных изменений — перераспределение турпотока. Рост курсов валют, запрет на полеты в Турцию и Египет заставили искать альтернативы «протоптанным дорожкам». Ими стала Азия — улететь на некоторые курорты из Красноярска сегодня можно круглый год. И, конечно, российские направления — Сочи, Крым. Сам турпоток снизился: если судить по нашей работе, в среднем на 20%. Для оставшихся отдых — это, по-прежнему, приоритет. Многие, особенно семьи с детьми, не готовы отказываться от ставших привычными двух недель на море. Стоимость туров росла, но в гораздо меньшей степени, чем курсы валют. Заметнее всего подорожала Европа. При этом, случаи, когда стоимость тура была сопоставима с ценой 2014 года, вовсе не редкость.
О ближайшей перспективе. Одна из очевидных тенденций этого турсезона — повышенный интерес к внутренним направлениям. Авиаперевозчики заметно увеличили частоту рейсов из Красноярска в Сочи, Анапу, Крым. Работать на российских курортах начали крупные туроператоры. Они привносят опыт и знания, полученные за рубежом, в нашу страну: обеспечивают трансфер, предлагают экскурсии и поддержу со стороны гида во время отдыха. Зарубежные направления тоже будут востребованы: из Красноярска можно улететь на Кипр, Тунис, а также в Азию — Таиланд и Вьетнам. В целом на год смотрим положительно. Если страна пройдет его без потрясений, то и туррынок будет чувствовать себя хорошо — люди будут покупать путевки, а не «замирать» в ожидании лучших времен.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru