«Российский флаг над Арктикой должен быть виден издалека»
В последнее десятилетие Россия активно укрепляет свои позиции в Арктической зоне. Еще в 2008 году были утверждены Основы государственной политики в Арктике, в которых территория рассматривается в первую очередь как стратегическая ресурсная база России. Позднее был утвержден еще один документ — «Стратегия развития Арктической зоны до 2020 года».
В нем речь идет уже о комплексном социально-экономическом развитии Арктики, развитии здесь науки и современных технологий, обеспечении военной безопасности. Стратегия закрепляет за Арктикой статус одной из приоритетных территорий развития страны во всех отношениях — как внутри- и внешнеэкономическом, так и в оборонном.
Кроме того, создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, обсуждается соответствующая законодательная база, в частности, формирование так называемых опорных зон — территорий интенсивного социально-экономического развития. Всего их планируется восемь — по числу арктических регионов России. Запуск пилотных проектов опорных зон намечен на 2018-20 годы.
Вместе с тем, началось строительство атомных ледоколов нового поколения. Первый из них — ледокол «Арктика» совсем недавно, 16 июня, был спущен на воду, на очереди строительство еще двух кораблей — «Сибирь» и «Урал».
«Российский флаг над Арктикой должен быть виден издалека. Наше активное присутствие в Арктике затрагивает широкий круг вопросов: от защиты национального суверенитета и освоения природных ресурсов до повышения международного влияния России и углубления научных знаний об арктическом пространстве», — подчеркивает Олег Курилов.
«Инвестиционный потенциал арктических территорий огромен»
Глава Норильска не устает повторять, что Арктика представляет собой регион исключительных российских интересов — с точки зрения экономики, государственной безопасности и внешнеэкономических связей.
Чего стоят одни только запасы природных ресурсов — в Арктике сосредоточены 97% никеля, 48% меди, 99,5% палладия и платины от всех мировых запасов, и именно отсюда сегодня поступает больше всего металлов на внутренний и внешний рынок. Благодаря этой территории Россия является одной из ведущих арктических стран по добыче полезных ископаемых.
Крупнейшие российские компании уже сегодня ведут здесь активную деятельность. Те же «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ открывают новые нефтегазовые месторождения, «ВостокУголь» начинает обрабатывать месторождение коксующегося угля на севере, в районе Диксона, на Ямале строятся порт Сабетта и завод по сжиженному газу мощностью 16,5 млн т в год. В ближайшее время на территорию Норильского промышленного района с крупными инвестициями должна зайти компания «Русская платина». Она планирует построить здесь два рудника и фабрику по переработке металлов платиновой группы.
Конечно, одним из самых крупных арктических инвесторов выступает «Норильский никель» — старейший промышленный гигант в Арктике. Причем на северных территориях не только открываются новые рудники и создаются новые производства, но и реализуются экологические проекты. К примеру, в этом году в Норильске закрывается самый старый никелевый завод и одновременно строятся два цеха по утилизации серы, что позволит значительно улучшить экологию района.
Олег Курилов неоднократно отмечал, что инвестиционный потенциал арктических территорий огромен, и он еще больше увеличится с запуском Северного морского пути, однако есть проблемы, препятствующие более активному притоку инвестиций в регион. Одна из них — низкая степень разведанности природных ресурсов.
«Например, на Таймыре месторождения полезных ископаемых разведаны всего на 5-10%. Для дальнейшего освоения Арктической зоны и продвижения уже действующих проектов нужно развивать инфраструктуру с участием в том числе механизмов государственно-частного партнерства», — уверен глава Норильска.
«За счет одного бюджета Арктику не поднять»
По мнению Олега Курилова, развитие российской Арктики возможно в том числе с использованием частно-государственного партнерства. — Без помощи крупных предприятий нам не обойтись, за счет одних бюджетных средств арктическую территорию мы не поднимем, — подчеркивает мэр Норильска.
В качестве примера такого партнерства он привел проект реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Норильск». Это стратегически важный порт федерального значения, единственные воздушные ворота Таймыра, от работы которых зависит безопасность всей территории.
«В реализации проекта задействованы администрация Норильска, региональная власть, Росавиация, Норильский никель. Объединение крупного бизнеса, федерального и регионального бюджетов позволит реализовать стратегическую задачу», — поясняет Курилов.
Особые условия Арктики предъявляют и особые требования к местной муниципальной власти. Ее ответственность и обязанности выше, чем в других территориях, в силу удаленности, слабо развитой инфраструктуры и суровых климатических условий. Однако и полномочия, и права тоже несколько шире.
«В правительстве Красноярского края понимают, что невозможно решать многие вопросы поселений за две тысячи километров, поэтому местным муниципалитетам передаются многие государственные полномочия. Например, сейчас край подписывает с муниципалитетами соглашения, по которым функции технического заказчика по проведению капитальных ремонтов многоквартирных домов будут переданы органам местного самоуправления городов и районов», — отмечает Олег Курилов..
«То есть со следующего года Норильск самостоятельно будет определять время проведения ремонтных работ, проводить торги и контролировать подрядчиков. Усиление роли местного самоуправления здесь необходимо, потому что именно муниципалитет решает вопросы безопасности и здоровья населения, стабильности и развития территории, обеспечения трудовыми ресурсами, построения комфортной городской среды и т. д.».
«Развитие Арктики — крайне дорогостоящий проект»
Как было сказано выше, новый законопроект об Арктике предполагает создание так называемых опорных зон развития. Они будут представлять собой симбиоз территории опережающего развития, особой экономической зоны и приоритетного инвестпроекта. Так, в рамках опорных зон предполагается кластерное развитие территории, когда один проект будет генерировать развитие других отраслей. При строительстве промышленных объектов будет сразу планироваться социальная инфраструктура и логистика, а инвесторы получат налоговые и таможенные льготы.
Глава Норильска считает концепцию опорных зон вполне оправданной и жизнеспособной, поскольку, по его мнению, такие территории будут привлекать инвесторов и в них будут реализовываться проекты государственно-частного партнерства.
«Кроме того, создание опорных зон учитывает основную проблему развития Арктики — неоднородность арктических территорий. Это только со стороны кажется, что Арктика одинакова — если не по географическим, то по климатическим условиям — и везде проблемы одни и те же. На самом деле существенно различаются и климатические, и географические параметры, и это отражается на условиях жизни населения, на производственной деятельности, на потенциале развития той или иной территорий. Поэтому то, что для одной территории будет хорошо, для другой обернется очередной проблемой. В связи с этим, предложения законопроекта о создании опорных зон мне видятся разумными», — говорит глава Норильска.
В то же время в проекте нового закона есть и моменты, требующие доработки, считает Олег Курилов.
Так, при создании опорных зон особые полномочия отводятся специально созданным управляющим компаниям. Именно они будут отвечать за функционирование объектов инфраструктуры, строительство и эксплуатацию автодорог, организацию транспортного обслуживания, электро-, тепло- и газоснабжение, водоотведение и т. д. То есть практически за все функции по обеспечению жизнедеятельности населения опорной зоны развития.
Однако глава Норильска считает такие полномочия слишком широкими, тем более, что часть из них исторически осуществлялась местной властью.
«Конституционный суд не раз подчеркивал, что, осуществляя правовое регулирование в сфере местного самоуправления, законодатель не может действовать произвольно. Необходимо учитывать конституционную природу местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти», — заявляет Курилов.
Существует немало и других трудностей развития Арктики. Глава Норильска отмечает, что, во-первых, это крайне дорогостоящий проект. Так называемое «северное удорожание» — серьезная проверка бизнеса на прочность — это и повышенные зарплаты, и транспортная ограниченность, и повышенные риски чрезвычайных ситуаций и затраты на их предотвращение и ликвидацию. В связи с этим, считает Олег Курилов, «северное удорожание» должно учитываться в налоговой политике.
«В законе о развитии Арктики необходимо учитывать интересы всех форматов бизнеса — малого, среднего и крупного. Инвестирование в Арктику должно стать выгодным для предпринимателей, а стало быть, и для страны», — заявляет мэр Норильска.
В целом, признает Курилов, проблем освоения Арктической зоны очень много, но нужно усвоить, что это регион исключительного значения для экономики, национальной безопасности и внешнеэкономических связей России.
«Арктика не прощает ошибок, но она стоит того, чтобы вкладывать в нее деньги, время и силы», — уверен глава Норильска.