Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Долина возможностей

Долина возможностей

17.08.2016
0
Первое литейное отделение КрАЗа

Силиконовая, или Кремниевая, долина в США в свое время создавалась как центр разработки и производства компьютеров с использованием кремниевых полупроводников. Суть проекта красноярской Алюминиевой долины состоит в расширении переработки первичного алюминия на новых производственных площадках, которые будут созданы в Красноярске и Дивногорске. Площадь этих объектов, оснащенных современной инфраструктурой, составит более 700 га. Здесь разместят свои производства резиденты — как уже действующие в крае, так и новые, и в том числе иностранные компании.

По сути, Алюминиевая долина есть в Красноярске уже сейчас — это работающий цикл производства алюминия на всех этапах, начиная от добычи руды и заканчивая выпуском готовой продукции высокого передела.

В начальном процессе задействован КрАЗ, в конечных — специально созданный в свое время для переработки красноярского металла КраМЗ и известные компании СЕГАЛ, СКАД, К&К. Но теперь конечное звено цепочки планируется значительно расширить.

Долина получит серьезную теоретическую базу: сейчас на базе Сибирского федерального университета и Инженерно-технологического центра РУСАЛа создается отраслевой научно-исследовательский центр.

Официально проект Алюминиевой долины был презентован в июне на XX Международном экономическом форуме в Петербурге. Соглашение о ее создании подписали правительство Красноярского края, Алюминиевая ассоциация России и компания РУСАЛ. Пока «планировка» долины находится в стадии обсуждения: предстоит оценить идеи будущих резидентов, сформировать пул компаний-участников, решить множество юридических и организационных вопросов.

Алюминий от КрАЗа

В первую очередь в Красноярске ждут переработчиков алюминия в автопроме, судостроительной, авиастроительной и вообще строительной сферах.

К примеру, сейчас в мире широко востребованы новые технологии создания мостов, лестничных переходов и других строительных конструкций из особо прочных алюминиевых сплавов: они превосходят традиционный железобетон по массе параметров, включая срок службы, экологичность и эстетическую привлекательность.

Алюминиевые конструкции будут применяться и при строительстве нового терминала в аэропорту Емельяново, и на объектах Универсиады. В домостроении перспективно применение сплавов для выпуска проводов с добавлением меди, циркония и цинка, в машиностроении — для строительства вагонов.

Создание Алюминиевой долины поможет развитию внутреннего рынка: по замыслу создателей, она «притянет» в Красноярск новые компании, занятые в секторе переработки металла. Ну а «якорными» резидентами площадок станут уже упомянутые красноярские производители, чья продукция известна далеко за пределами края.

Это, например, завод «СКАД» — высокотехнологичный производитель литых алюминиевых дисков для легковых автомобилей, начавший работу в 2004 г. Сегодня на предприятии трудится 650 человек.

«Наша компания имеет полный технологический цикл производства литых алюминиевых дисков — от приготовления сплава до окраски, упаковки и отгрузки уже готовой продукции заказчикам. С 2008 года „СКАД“ обладает статусом Q1 — приоритетного поставщика Ford Motor Company, что позволяет поставлять колеса на все заводы „Форд“ в России и Германии. Сегодня на дисках SKAD ездят автомобили в России, странах ближнего зарубежья, а также в Европе и Америке», — рассказывает генеральный директор завода «СКАД» Идрис Закриев.

Производство литых алюминиевых колес на заводе «СКАД»
Источник: skad.ru

«Успех компании основан на ключевых для нас принципах: создании уникального дизайна алюминиевых дисков, приверженности качеству и технологии, заботе о персонале и окружающей среде. Зачастую крупные компании под влиянием стратегии снижения затрат переносят производство в страны с низкими требованиями по экологии. „СКАД“ избрал иной путь. Мы стремимся поддержать отечественную промышленность и гордимся тем, что наши диски „Сделаны в России“».

По мнению Евгения Куклина, заместителя генерального директора и технического директора ООО «КиК», участие в проекте Алюминиевой долины позволит нарастить производство и даже снизить цены на продукцию:

«Как самый большой производитель колес из алюминиевых сплавов в России, компания „КиК“ заинтересована в развитии этого проекта. Являясь прямым потребителем алюминия, предприятие рассчитывает в рамках инновационной Алюминиевой долины развиваться более быстрыми темпами, освоить новые виды продукции из алюминиевых сплавов».

«В настоящий момент мы больше всего заинтересованы в прямых поставках 100% качественного алюминия в жидком, расплавленном виде с Красноярского алюминиевого завода. Это, кстати, позволит и снизить цены на нашу продукцию».

Жидкий алюминий с КрАЗа

Евгений Куклин отмечает, что сегодня часть металла приобретается в других городах, «что не только невыгодно, но и абсурдно». Между тем, работа алюминиевого завода совместно с предприятиями-переработчиками была задумана еще в советское время, но преимущества близкого соседства КрАЗа так и не были реализованы в полной мере.

«При реальных действиях в пользу увеличения объемов местных предприятий ситуация сдвинется с мертвой точки, потому что территориально уже создана инженерная инфраструктура для реализации подобных производств: есть электроэнергия, алюминиевый завод, предприятия-производители, потребляющие много алюминия, определенный опыт взаимодействия и поставок на разные автозаводы — АвтоВАЗ, УАЗ, Renault, Ford, Volkswagen», — говорит Куклин.

«Якорным» резидентом Алюминиевой долины станет и КраМЗ, который производит полуфабрикаты — цилиндрические и плоские слитки, трубы, катанку.

«Красноярский металлургический завод напрямую заинтересован в создании Алюминиевой долины. Это прямой путь для расширения возможностей инвестиционных проектов: все вновь создаваемые производства и отдельные участки могут получить предусмотренные законом экономические преференции, основными из которых являются налоговые льготы и льготные пошлины в случае приобретения импортного оборудования, — говорит генеральный директор КраМЗа Андрей Берсенев».

«Эффект получат как проекты, реализуемые КраМЗом на сегодняшний день, так планируемые. Безусловно, повысятся показатели инвестиционного проекта запуска первой очереди прокатного производства, что может стать еще одним фактором для решения о его реализации. Помимо этого, площадку Алюминиевой долины для развития производств будут рассматривать и компании — переработчики алюминиевых полуфабрикатов, то есть наши непосредственные потребители. Ведь размещение в непосредственной близости от компании-поставщика дает неоспоримые конкурентные преимущества, что в свою очередь увеличит наши заказы. Ожидаем, что и иностранные предприятия будут развивать здесь производства по глубокой переработке первичного алюминия».

Производство алюминиевых профилей для строительной отрасли на КрАМзе

По словам Андрея Берсенева, предприятия, занятые глубокой переработкой первичного алюминия, представляют собой, высокотехнологичные производства с минимальным воздействием на экологию.

Действительно, принципиально значимым при создании Алюминиевой долины в Красноярске является то, что проект не повлечет за собой роста экологической нагрузки на городскую среду. Объем производства на КрАЗе увеличен не будет. По словам замдиректора алюминиевого дивизиона РУСАЛа Сергея Попова, Алюминиевая долина, напротив, поможет улучшить экологическую обстановку в городе.

«Возможен положительный экологический эффект: если новое производство встанет рядом с КрАЗом и будет получать с завода горячий металл, это означает, что его не нужно разогревать, не нужно тратить электроэнергию, не нужно увеличивать нагрузку на экологию», — отмечает Попов.

Какие финансовые выгоды получит Красноярский край с появлением Алюминиевой долины, в точных цифрах пока сказать сложно. Но очевидно, что при создании новых рабочих мест — а их предполагается около 1200 — краевая казна пополнится сборами ежемесячных НДФ. Кроме того, с ростом числа резидентов вырастут и другие налоговые поступления (налоговые льготы будут действовать только для новых предприятий). Есть и другие плюсы:

«Успешный бизнес всегда приводит к социальной активности на своей территории, чтобы людям жилось комфортно. И это всегда благо для жителей, для города, для региона», — уверен Сергей Попов.

Алюминиевая долина может стать особой экономической зоной либо территорией опережающего развития — пока это вопрос на перспективу, но власти так или иначе глубоко заинтересованы в развитии новых площадок. Даже на начальном этапе сумма привлеченных инвестиций составит не менее $200 млн, и это ставит долину в число крупнейших инвестпроектов края последних лет.

По материалам издания dela.ru

Рекомендуем почитать