Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Возвращение «Дугласа»: история одного самолёта

Возвращение «Дугласа»: история одного самолёта

07.09.2016
5
C-47DL почти 70 лет пролежал в таймырской тундре в болоте, куда совершил аварийную посадку.

Самолет C-47DL, имеющий полное название Douglas C-47, а также «неофициальные» Skytrain или Dakota — это американский военно-транспортный самолёт, разработанный компанией Douglas Aircraft Company. Свой первый полет этот тип самолетов совершил 23 декабря 1941 года, а всего было построено около 10 тыс. машин.

Самолет, получивший заводской номер 9118, был передан в ВВС США 24 февраля 1943 года. 12 марта того же года в городе Фербенксе на Аляске он перешел в пользование ВВС СССР в рамках программы ленд-лиза. Однако на фронт его не отправили, оставив в 7 перегоночном авиационном полку 1 перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе. А с апреля 1943 года он занял свое место в полярной авиации на севере Красноярского края — Douglas C-47 был передан в распоряжение Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного морского пути (УПА ГУСМП) и временно откомандирован для ледовой разведки.

Летал самолет в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. В 1946 году он получил обозначение «СССР Л-1204» и попал в состав 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота.

Трагедия произошла 23 апреля 1947 года во время выполнения рейса из бухты Кожевникова через Дудинку в Красноярск. На борту находилось 26 пассажиров, среди которых трое детей и 6 женщин, а также 852 кг груза. Сперва у самолета отказал левый мотор, а через 4 часа полета на одном моторе отказал от перегрева и правый мотор. Командир судна Максим Дмитриевич Тюриков совершил вынужденную посадку на болото. Произошло это в 180 км от пос. Волочанка на Таймыре.

Через 3 дня командир экипажа Максим Тюриков, бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алексей Смирнов и шесть пассажиров ушли от самолета, надеясь выйти к населенному пункту и сообщить о ЧП. Спустя почти 20 дней, 11 мая, самолет и оставшиеся пассажиры со вторым пилотом Сергеем Аношко обнаружены и вывезены на самолете Ли-2 №Н-426. Спасены были все, кто остался у самолета.

Легендарный «Дуглас» доставили с Таймыра в Красноярск

Видео: vesti.ru

Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены лишь через 6 лет, в октябре 1953 года, охотником Филиппом Сахатиным в истоках реки Шайтан — это примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Труп был опознан по документам (партбилету, свидетельству пилота и записной книжки Тюрикова). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.

Идея доставить самолет в Красноярск появилась несколько лет назад. Но лишь в этом году был готов план и собрана команда Экспедиционного центра Русского географического общества по СФО, готовая разобрать «Дуглас» на месте и вывезти его по воздуху, а затем по воде в Красноярск.

В международный состав экспедиции вошли 15 человек, среди которых опытные механики, спасатели, инженеры, а также экипаж вертолета Ми-8 авиакомпании «АэроГео». Старт был дан в Красноярске 2 августа. Планировалось, что разбирать самолет команда будет в течение двух недель. Причем работать собирались круглосуточно, используя все возможности полярного дня, когда солнце не заходит за горизонт.

Работы по разбору С-47 «Дуглас»

Видео: vk.com/expedition_center_rgo

6 августа работы начались. Самолет разобрали на 7 частей — фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Потом при помощи вертолета Ми-8 авиакомпании «АэроГео» самолет по частям доставили на баржу, которую сотрудники Енисейского пароходства подвели в реку Пясина. Оттуда уже 11 августа (с большим опережением сроков!) «Дуглас» поплыл в Дудинку, а затем по Енисею в Красноярск.

На месте вынужденной посадки участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности. На открытие памятника прилетели родственники членов экипажа С-47 «Дуглас» — дочь погибшего командира Авелина Анциферова и член семьи бортрадиста Алексея Смирнова Дмитрий Скобелев.

Участники экспедиции нашли еще ряд интересных артефактов, представляющих исторический интерес: американскую радиоаппаратуру, специальные печи для разогрева двигателей самолетов, банки от тушенки, поставляемой по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны.

А на фюзеляже самолета нашлась «летопись» тех страшных дней в ожидании помощи. Судя по ней, несмотря на кончавшиеся запасы пищи, никто духом не падал, напротив — люди даже отметили праздник 1 мая. А 11 мая 1947 года большими буквами кто-то написал — «Мы спасены!».

Сам самолет С-47 «Дуглас» и все находки с места аварии станут экспонатами будущего Музея освоения русского Севера. До этого «Дуглас» будет размещен на специальной площадке Экспедиционного центра РГО СФО. В ближайшее время состояние самолета оценят специалисты и начнется подготовка к реставрационным работам.

До того, как Музей освоения русского Севера обретёт свой постоянный дом (его хотят открыть на Взлётке на месте полуразрушенного ангара бывшего аэродрома), он будет работать в виде передвижных выставок и экспозиций. В планах специалистов музея показать уже имеющиеся экспонаты и выступить с образовательными лекциями в Красноярске и районах края.

Анна Кравченко, интернет-газета Newslab.ru

Понравилась история? Поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях!

Рекомендуем почитать