Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Из алюминия будут производить велосипеды

Из алюминия будут производить велосипеды

09.09.2016
11

Импорт пока преобладает

По оценкам экспертов, в России продается 5 млн велосипедов ежегодно. Но только 45% из них — продукция отечественных компаний. В первую очередь крупнейшего в России производителя «Веломоторс» (бренд Stels) и пермской фирмы Forward. Оставшиеся 55% — импортные изделия, причем 39% приходится на долю Китая.

Ведущие позиции импорта на рынке велосипедов объясняются рядом причин. Одна из них — занижение импортерами таможенной стоимости ввозимых велосипедов и комплектующих, что позволяет им продавать товар на российском рынке по более конкурентоспособной цене. Особенно это касается изделий, импортируемых из Китая. К слову, некоторые государства уже ввели антидемпинговые пошлины на китайские велосипеды. В странах ЕС они облагаются пошлиной в 48,5%, в то время как на велосипеды из других стран (за исключением Камбоджи, Пакистана и Филиппин) действует налог в 14%. В Мексике на «китайцев» ввели пошлину в размере $10,10. Расследования демпинга со стороны производителей из Поднебесной проводила и Канада.

По некоторым оценкам, из-за таможенного демпинга бюджет России только за 2015 год недополучил до 10 млрд руб. Эти деньги могли пойти, в том числе, на господдержку российских производителей велосипедов, которые в свою очередь могли бы пустить их на локализацию производства в России, увеличение мощностей и рабочих мест.

Есть еще один фактор, определяющий ценовую политику на рынке велосипедов. В настоящее время отечественные производители велосипедов приобретают различные комплектующие у зарубежных компаний — также по причине занижения таможенных пошлин на них. И в первую очередь это касается алюминиевых деталей, импортируемых опять же из Китая.

Ситуация меняется

Однако сейчас создаются предпосылки для того, чтобы российские производители велосипедов смогли существенно подвинуть на рынке зарубежных конкурентов. Во-первых, китайские товары постепенно лишаются своего главного преимущества — доступности. Это связано с ослаблением рубля — начиная с 2014 года, китайский юань подорожал к рублю на 79,8% — с 5,3 руб. до 9,7 руб. Доллар США вырос еще больше — в два с небольшим раза — с 32,65 руб. до 65,76 руб. В то же время дорожает и китайская рабочая сила, что увеличивает себестоимость их продукта.

Иными словами, складывающаяся рыночная конъюнктура способствует росту конкурентоспособности отечественных производителей велосипедов и дает им хороший шанс «подсидеть» конкурентов. Тем более, что в этом им готова помочь российская алюминиевая промышленность. Алюминий — материал, из которого изготавливаются ободы велосипедных колес. Кроме того, из алюминия может быть выполнена рама велосипеда (доля таких велосипедов на российском рынке очень существенна — 2 млн штук).

Сейчас объем алюминия, идущего на изготовление велосипедных рам и ободов в России, составляет около 12 тыс. т в год. При этом отечественные переработчики алюминия готовы расширить производство деталей для велосипедов. В их числе, например, крупнейшие поставщики профилей из алюминиевых сплавов для велосипедных ободов и рам — компании «Татпроф» и ВМК.

В перспективе — экспорт

Свою готовность поддержать отечественных производителей велосипедов подтвердил и крупнейший российский производитель первичного алюминия — компания РУСАЛ. Недавно она подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с компанией «Веломоторс» — в части импортозамещения и локализации производства компонентов для велосипедной промышленности России.

В рамках соглашения предполагается создание предприятия по производству и сборке велосипедов в Красноярском крае. Сейчас у «Веломоторс» действует подобное производство в Жуковском, что уже позволяет компании выпускать до 2,5 млн велосипедов в год. Аналогичное предприятие создается в Брянской области.

Увеличение собственного производства алюминиевых комплектующих позволит российскому производителю снизить стоимость продукции и усилить конкурентные преимущества. В недалекой перспективе можно будет говорить уже не только об увеличении доли на внутреннем рынке, но и о развитии экспортного направления. По экспертной оценке Национальной Ассоциации развития веломотоиндустрии (НАРВМИ), уже в 2017-2018 годах российские велосипеды смогут занять 10% рынка изделий с алюминиевой рамой в ЕС, а к 2021 году увеличить долю на нем до 15-20%.

фото: pixabay.com

Рекомендуем почитать