Штат: 8 коучей (на данный момент)
Услуги: определение «образовательного маршрута» у детей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ) — их потребностей и склонностей к тому или иному образованию, роду деятельности с целью подготовки к дальнейшему обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях; информирование семей с инклюзивными детьми о специализированных услугах и образовательных учреждениях.
Согласно последней редакции федерального закона об образовании, дети с особыми образовательными потребностями — с задержкой психического развития, отклоняющимся поведением, ДЦП, синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра и т. д. — теперь обучаются не в коррекционных и вспомогательных, а в обычных общеобразовательных школах.
В то же время они по-прежнему нуждаются в особых, адаптированных обучающих программах. Для инклюзивных детей открываются ресурсные классы, логопедические пункты, специально для них школы и учреждения дополнительного образования оборудуют сенсорные комнаты, приобретают специализированное оборудование.
Одна из последних инициатив Главного управления образования Красноярска в этой области — создание специализированной коуч-лаборатории, которая начала работать на прошлой неделе. Что она собой представляет и чем будет заниматься, Newslab.ru рассказал директор МАУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» Дмитрий Юрков. На базе этого учреждения и была создана новая организация.
Дмитрий Владимирович, как возникла идея создания коуч-лаборатории?
Инициатива исходила от главного управления образования города. Дело в том, что туда постоянно обращаются семьи с инклюзивными детьми с просьбой предоставить информацию о возможностях дополнительного образования в Красноярске, об учреждениях и организациях, которые предоставляют такие услуги.
В результате сначала был создан специальный консультационный центр, который начал предоставлять такую информацию, но спустя некоторое время пришло понимание, что этого недостаточно — нужно не просто информировать родителей, а помогать им раскрывать возможности их ребенка, понимать, какие потребности и способности у него есть в том или ином образовании.
Собственно, коучинг как раз и подразумевает такого рода деятельность — определение скрытых возможностей. Поэтому было решено создать организацию именно в таком формате.
Какие задачи будет решать коуч-лаборатория?
Главная задача, как я и сказал, — это выявление дополнительных образовательных потребностей и возможностей в режиме коучинга у детей с особенными возможностями здоровья — с ДЦП, с синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра. Поскольку ребенок особый, у родителей, как правило, срабатывают психологические ограничения, которые они на него накладывают. Эти ограничения являются дефицитарными к результату, который мог бы в пределе получить ребенок, занимаясь дополнительными образовательными программами.
Общеизвестный научный факт: дети, получающие допообразование, лучше справляются с основным обучением. Таким образом, мы хотим улучшить показатели ребенка в общем образовании, а вместе с тем — выявить возможности и склонности к будущей профессии.
Потому что сегодня практик, по которым ребенок с особыми образовательными потребностями получал бы в будущем профессиональное образование, нет. И мы понимаем, что мы должны работать в этом направлении на опережение, предугадывать, чем мог бы заниматься ребенок в перспективе. И это генеральная линия нашей работы — связать обучение ребенка с его будущим, с профессией, помочь ему войти в социум и эффективно с ним взаимодействовать.
Почему коуч-лаборатория создана именно на базе центра «Эго»?
Наш центр существует с 2001 года и имеет большой опыт работы с «особыми» детьми. Ежегодно через «Эго» проходит около 1,5 тысяч ребятишек с различными нарушениями в развитии, у нас в штате есть опытные логопеды, психологи, дефектологи.
Кроме того, на базе центра также работает территориальная медико-психологическая комиссия, которая определяет так называемый «образовательный маршрут» для детей с особыми образовательными потребностями или с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Это один момент. А второе — мы, собственно, сами вызвались. Поскольку я сам являюсь консультантом, коучем, мне это интересно, я предложил кандидатуру нашего центра в качестве базы для коуч-лаборатории.
Сколько сотрудников работает сейчас в коуч-лаборатории?
На данный момент мы подготовили 8 коучей. Все они прошли обучение в Сибирском федеральном университете по программе образовательного коучинга, методикам выявления потребностей и возможностей детей с особыми возможностями здоровья в «образовательном маршруте».
Кто может воспользоваться услугами коуч-лаборатории? Нужно ли за них платить?
К нашим специалистам могут обращаться все красноярские семьи, в которых есть дети с особыми образовательными потребностями, и у кого есть необходимость в подобного рода услугах.
Особо подчеркну, что эти услуги предоставляются и впредь будут предоставляться бесплатно — это основополагающая идея проекта. Помощь мы оказываем детям в возрасте от 0 до 18 лет.
Первым мероприятием коуч-лаборатории стала ярмарка образовательных возможностей. С какой целью и для кого оно проводилось?
Это было открытое мероприятие, на которое мог прийти любой желающий. Конечно, в первую очередь мы рассчитывали на интерес со стороны семей с инклюзивными детьми.
Суть мероприятия в том, что на его площадках можно было получить консультации психологов и дефектологов, подобрать варианты дополнительной занятости ребенка во внеурочное время согласно его потребностям и интересам. У нас было открыто несколько кабинетов, в которых специалисты занимались с ребятами музыкой, шахматами, лепкой, рисованием, даже патриотическими играми.
Таким образом, родители могли понять, что их ребенку наиболее интересно, где он проявляет наибольшие способности, а также получить консультации наших коучей и контакты учреждений дополнительного образования.
Еще одна особенность мероприятия в том, что мы привлекли к его участию другие организации и центры, работающие с инклюзивными детьми — как государственные, так и частные. К примеру, свои площадки организовали Центр дополнительного образования № 1, Центр детского творчества «Престиж», консультации проводили психологи из ряда школ и дошкольных учреждений, а также специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Свердловского района. Собственно, поэтому мероприятие и получило название ярмарки образовательных возможностей.
Это была разовая акция, приуроченная к открытию коуч-лаборатории?
Нет, ярмарка будет регулярной, мы планируем проводить ее с периодичностью раз в три месяца. Естественно, с привлечением учреждений, центров и специалистов, работающих в системе образования и занимающихся детьми с особыми возможностями здоровья. Это также будут открытые мероприятия, куда мы приглашаем всех заинтересованных людей.
Главная задача ярмарки — это одновременно информирование и определение «образовательного маршрута». То есть, с одной стороны, мы связываем родителей и образовательные учреждения, выступаем своего рода диспетчерами образовательных услуг, с другой — помогаем выявить возможности и потребности ребят в дополнительном образовании.
Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска:
«Для семей с особенными детьми необходимы особые образовательные программы. Мы должны делать так, чтобы любой ребенок имел среду без границ. Не должно быть ограничений для человека в нашем городе. Для этого необходимо дополнительное образование — для тех детей, которые в нем нуждаются. Сейчас центр «Эго» является у нас муниципальным методическим центром, который работает в этом направлении. Сегодня здесь идет ярмарка учебных программ, которые могут быть реализованы, чтобы дети получали дополнительные навыки, необходимые им в жизни.
Это непростая схема, и, по сути, сейчас идет экспериментальная реализация проекта, в котором участвуют порядка 40 семей, получающих дополнительные образовательные программы. Эти программы еще не отточены, мы пытаемся это сделать, чтобы они были максимально эффективными. Это очень непростой процесс, подразумевающий вовлечение специалистов, которых сейчас готовит СФУ и которые могли бы быть коучами, тьюторами — наставниками, которые помогут организовать образовательный процесс так, чтобы он был максимально эффективным.
Поскольку мы имеем дело с особенными детьми, нельзя применять обычные образовательные программы, требуется отдельное, дополнительное внимание. Я уверен, что если мы пойдем таким путем, то сможем создать такую систему. Мы договорились, что весной будущего года обсудим первые результаты этого пилотного проекта, который сейчас начал реализовываться по инициативе Главного управления образования Красноярска и центра «Эго». Я думаю, они будут положительными, и наша дальнейшая задача — масштабировать этот проект, вовлечь в него как государственные, так и частные образовательные учреждения и как можно больше красноярских семей, нуждающихся в подобных услугах».