Количество автомобилей: 46
Направление деятельности: услуги такси для маломобильных граждан
История социального такси начиналась с программы «Доступная среда» в 2011-2013 гг.. Кроме обустройства среды для инвалидов, деньги были предусмотрены и на приобретение специального транспорта — автомобилей с подъемным устройством, которые появились в 32 муниципальных образованиях края. Позже в некоторых городах края, в том числе и Красноярске, появилось социальное такси, которым удобно пользоваться определенным категориям граждан.
«39 территорий Красноярского края предоставляют услугу социального такси. Машины, оборудованные специальным подъемным устройством, должны обслуживать людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата — когда человек, например, не может самостоятельно подняться или спуститься по ступеням. В основном, клиенты социального такси — это люди, использующие для передвижения кресло-коляску и другие средства реабилитации», — рассказывает начальник отдела по вопросам инвалидов Министерства социальной политики Красноярского края Эльвира Бурыхина.
Сегодня служба социального такси продолжает развиваться. Показательный пример — Красноярск, который в 2016 году создал единую диспетчерскую службу. Сейчас в ней работают семь автомобилей.
Если раньше заказывать социальное такси нужно было за три дня до предполагаемой даты, сейчас — за два. Заказы принимаются с 9 до 18 часов в течение рабочего дня.
Всего в рамках программы за три года было куплено 46 автомобилей — 34 из них были переданы в муниципалитеты, а 12 — в краевые учреждения (в основном, это дома-интернаты).
Поездки по карману
Услуга социального такси не входит в перечень услуг социального обслуживания. Это дополнительная «опция», за которую нужно платить: сейчас тариф в Красноярске составляет 21 руб./км.
Главная задача — сделать ценник конкурентоспособным для целевой аудитории. В прошлом году, например, тариф устанавливали за час пользования такси, в этом году оплачивается километр. За ожидание человек не платит.
«Для людей это очень удобно — клиенты социального такси, выбирая свой путь до места назначения, всегда переживают — как они вернутся домой, поэтому такси заказывается в обе стороны сразу. Существует определенный период ожидания. Например, мама с ребенком приехали в лечебно-профилактическое учреждение и пробудут там около часа. Вот как раз за это ожидание они и не будут платить — такси никуда не уедет, дождется и вернет их домой. Эта служба создана, чтобы предусмотреть такие специфические потребности. Обычное такси тоже бывает недорогим, но это такси специализированное, с правом ожидания и с правом проезда сопровождающего», — отмечает Эльвира Бурыхина.
Когда это бесплатно?
Иногда специализированные автомобили используются для того, чтобы перевозить граждан на массовые культурные мероприятия в городе и районных центрах. Например, Министерство социальной политики активно сотрудничает с Дворцом труда и согласия — в учреждении и в территориях края проводят множество мероприятий для инвалидов — автомобили социального такси помогают доставлять маломобильные группы на такие события.
Сейчас в Красноярске работают семь специализированных автомобилей.
В Красноярске также работает центр социального обслуживания, у которого есть две машины социального такси, рассчитанные на территории края. Они нужны в том случае, если инвалид приезжает в город, его нужно встретить на автовокзале, отвезти до больницы и так далее — центр принимает как раз такие заявки.
Кроме того, в городе есть больница, которая занимается реабилитацией детей-инвалидов — Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства — сюда часто приезжают дети со всего края. На базе центра социального обслуживания есть гостиница, а центр социального обслуживания берет на себя обязательства по доставке детей до больницы и обратно.
Куда едет социальное такси?
По статистике, на первом месте остаются поездки в лечебно-профилактические учреждения — это стационары, поликлиники, детские лечебные учреждения, глазной, гемодиализный и онкологический центры. На втором — автовокзалы, аэропорты, железнодорожный вокзал. На третьем месте досуговые учреждения.
Краевой центр социального обслуживания, принимая заявку, спрашивает не только адрес и пункт назначения, но и уточняет детали про инфраструктуру дома, используемые средства реабилитации и семейное положение. Это важно знать, чтобы выстроить логистику. Центр сотрудничает с волонтерами, которые, в случае чего, могут сопровождать инвалидов.
Что в планах?
Со временем создатели социального такси в Красноярске планируют расширить время действия услуги (с 6 часов утра до 23 часов вечера) и принимать заказы на выходные дни. Все идет к тому, чтобы такси было максимально приближено к работе обычного и совпадало с желаниями клиентов посетить любые мероприятия, в том числе и те, которые заканчиваются поздно вечером.
Кроме того, с 2017 года в Красноярске действует постановление, в соответствии с которым инвалидам-колясочникам выплачивают единовременную материальную помощь в размере 2000 рублей в случае, если у последних есть затруднения по выходу и входу во многоквартирный жилой дом.
Номер телефона для Красноярского края: (391) 202-41-31
Социальное такси — отличный пример того, как можно и нужно помогать людям. Эта услуга не только помогает оперативно доставлять из пункта А в пункт B, но и улучшает качество жизни человека вне зависимости от состояния его здоровья, возраста и социального статуса.
Фотографии предоставлены министерством социальной политики Красноярского края
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru