Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«10 лет сквозь горы и тайгу»: как устроен красноярский Поезд здоровья

«10 лет сквозь горы и тайгу»: как устроен красноярский Поезд здоровья

06.09.2017
3
Передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (св. Лука)»
Год создания: 2007
Количество сотрудников: 80 человек (40 врачей и 40 специалистов бригады поезда)
Направления деятельности: оказание бесплатной медицинской помощи на станциях Красноярской железной дороги

Поезд отправился в свой первый рейс 13 ноября 2007 года, но стуку колес предшествовал подготовительный этап — 1 марта того же года было подписано соглашение о его создании, после которого началась подготовка. Всего за девять месяцев получилось разработать проект, сделать ремонт и оснастить вагоны, закупить оборудование. РЖД финансировала ремонт вагонов, администрация Красноярского края — приобретение оборудования. Такой симбиоз-госзаказ позволяет Поезду здоровья работать в системе ОМС — все услуги в нем любому гражданину можно получить бесплатно, достаточно предъявить паспорт и полис.

Красноярский Поезд здоровья — четвертый по счету у РЖД. Первый создали в Новосибирске, затем — в Ярославле, Хабаровске, Красноярске, и пятый — в Иркутске. Создание таких центров — уникальный гуманитарный проект, цель которого — оказание специализированной медицинской помощи в удаленных территориях, где получить консультацию и обследование у квалифицированного врача более чем проблематично.

«Люди дожидаются поезда, чтобы, например, пройти флюорографию, а не ехать ради этого в поликлинику за 100 км от дома. Кому-то нужны узкие специалисты — эндокринолог, отоларинголог, гинеколог. Они в нашем поезде тоже есть. Мы оформляем документацию, как в обычной поликлинике, и отправляем пациента по врачам», — рассказывает Геннадий Рощупкин.

Поезд внутри и снаружи

Поезд здоровья в цифрах выглядит так: шесть переоборудованных под рабочие кабинеты медицинских вагонов, один вагон — зал ожидания, три вагона для проживания персонала, вагон-ресторан для питания сотрудников и вагон-электростанция. Последний нужен для автономной работы на мелких станциях — там, где нет возможности подключиться к источникам внешнего питания. Ежедневно поезд приходится заправлять водой — для этого со станциями по пути следования есть свои договоренности.

«В поезде вагоны распределены по назначению. Один — зал ожидания, где пациенты могут дождаться очереди и укрыться от непогоды за окном. Далее они идут в регистратуру, где оформляется медицинская карта, после этого, через гардероб, проходят по очереди к нужному специалисту (одному или нескольким). Затем пациент возвращается к терапевту, который ставит диагноз и выдает заключение — назначает дальнейшее лечение», — объясняет тонкости процесса Геннадий Рощупкин.

За десять лет поезд совершил 99 поездок — около 10 рейсов в год. Ежедневно специалисты принимают до 150 пациентов.

В 2007-м году поезд оснастили системой телемедицинского консультирования — в случае непонятной ситуации медики могут связаться со специалистами из красноярских больниц и собрать консилиум.

В поезде реализована система отопления на жидком топливе — все медицинские вагоны отапливают не углем, а с помощью дизеля — нажатия кнопки достаточно для того, чтобы в помещении стало тепло для комфортной работы врачей и пациентов, без лишней пыли и сажи.

Кроме того, в красноярском поезде впервые организована локальная компьютерная сеть — рабочее место каждого врача оборудовано ноутбуком, принтером и сканером, IP-телефоном, с которого можно позвонить и в соседний вагон, и в Красноярск. Информационная система, в свою очередь, позволяет хранить медицинскую информацию о каждом пациенте.

Поликлиника на колесах

Начиная с 2008 года некоторые районы Красноярского края умудрялись проводить настоящую диспансеризацию с помощью Поезда здоровья: подвозили пациентов на автобусе к станциям. Женщинам, например, делали обследование груди — в районных больницах или отсутствовало подходящее оборудование, или не было специалиста. С годами объемы пришли в норму — районы оснастили и оборудованием, и врачами.

Свой долг перед пациентами сегодня исполняют 17 врачей во главе с заведующим и 23 медсестры и технических работника. Есть и поездная бригада — около 40 человек (проводники вагонов, начальник поезда, электромеханик, бригада вагона-ресторана, сотрудники охраны).

«Однажды к нам пришла пациентка 68 лет с огромным животом. Мы провели полное обследование, потом устроили сеанс телемедицинского консультирования с коллегами из Дорожной клинической больницы. Пациентке рекомендовали выполнить компьютерную и магнитно-резонансную томографию. Финансовой возможности у женщины не было, да и родных в Красноярске тоже. Кто-то из врачей решил вопрос с ночлегом, кто-то — договаривался о бесплатном обследовании. В итоге оказалось, что у пациентки огромное новообразование в органах малого таза. Онкологи разводили руками, но бригадой хирургов в Дорожной больнице пациентке была проведена успешная операция и удалена доброкачественная опухоль весом более 10 кг. Она до сих пор звонит и поздравляет наших врачей с праздниками!», — рассказывает Геннадий Рощупкин о рейсовых случаях.

Третьи сутки в пути

Некоторые населенные пункты края особенно нуждаются в поликлинике на колесах — например, село Щетинкино в Курагинском районе края расположено за 120 км от районного центра с больницей. От медпомощи людей отделяют горы и тайга.

На станциях Поезд здоровья работает по нескольку дней, чтобы принять всех желающих и позволить им пройти обследования и сдать анализы. Время стоянки зависит от популярности медицинских услуг и плотности населения. Сегодня поезд охватывает около 75 станций железной дороги.

Коллектив поезда — это прочная и давно сложившаяся команда, потому как работать приходится в специфических условиях. К разлуке с домом и работе «в полях» готовы не все — недаром красноярские врачи всерьёз сравнивают эту работу со службой на подводной лодке. Как утверждает Геннадий Рощупкин, не каждый прекрасный специалист сможет работать в поезде.

За год рейсы поезда не повторяются: сначала он следует до удаленной станции, а затем с остановками на прием пациентов останавливается в точках маршрута и возвращается в Красноярск.

«Мы сравниваем работу поезда со школой: начинаем работать с сентября и выходим в рейсы до июня. В июле и августе сотрудники уходят в отпуск, а поезд — на плановое техническое обслуживание. Персонал работает вахтовым методом: две недели они в дороге, две недели — дома. Все сотрудники — работники Дорожной клинической больницы на станции Красноярск», — отмечает Рощупкин.

Пока мы с вами неспешно едем до офиса в автобусе или гуляем по городу, наслаждаемся коротким отпуском или отдыхом в законный выходной, красноярские врачи едут в поезде. Едут, чтобы помочь ждущим их больше всего — благодарным пациентам из самых отдаленных уголков нашего края и близлежащих регионов. Тем, ради кого приходится на время прощаться с домом и комфортом, чтобы сделать главное — протянуть руку помощи.

Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать