Ты помнишь, как все начиналось
Количество сотрудников: 100 человек
Деятельность: перевозка судов через плотину Красноярской ГЭС, обслуживание водных путей от Красноярской до Майнской ГЭС, от Кызыла до границ с Монголией
Вопрос о судоподъемнике встал еще во времена строительства Красноярской ГЭС — без него плотина перекрыла бы судоходство на Енисее и связь между севером и югом по реке прекратилась бы совсем. Тогда на уровне правительства СССР было принято решение о том, что судопропускному сооружению быть.
Строить судоподъемник начали одновременно с ГЭС, а в 1974 году было создано «Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника». Строительством занималось СМУ «КрасноярскГЭСстрой», а управление принимало активное участие в монтаже оборудования. В опытную эксплуатацию сооружение ввели в 1977 году.
«Таких сооружений нет больше нигде в мире. Судоподъемники есть, а вот продольно-наклонного типа - только наш. Все проектные решения начинались с чистого листа — то, что было написано на бумаге, впервые было испытано на практике у нас. Не было никакого опыта, поэтому пусконаладочные работы шли до 1982 года — тогда сооружение было принято государственной приемочной комиссией в постоянную эксплуатацию», — рассказывает главный инженер судоподъемника Евгений Головкин.
Лето — для работы
Из года в год, с июня по октябрь, судоподъемник работает без единой аварии — еще ни одно судно не было повреждено в ходе транспортировки. В советское время работать приходилось больше, иногда даже круглосуточно. Коллектив, к слову, тоже был больше — сооружение обслуживали около 400 человек, а не 100, как сейчас.
Темп работы судоподъемника похож то на реку, то на озеро: иногда целую неделю стоит без дела, иногда — работает весь световой день. Все зависит от поступающих заявок: через ГЭС перевозят и небольшие частные яхты, и баржи. В сентябре, по распоряжению правительства, судоподъемник перевозит суда бесплатно, поэтому в начале осени работа здесь кипит. В другое время (то есть все лето) «проезд» в одну сторону стоит около 170 тыс. рублей — от массы судна цена не зависит. С приходом отрицательных температур, 3 октября, работа судоподъемника прекращается до следующего лета.
«Бывало, что в холод нужно было срочно кого-то перевезти с моря. Тогда камеру заранее загоняли в воду, потому что вода еще теплая, а воздух уже холодный. Море у плотины не застывает до середины декабря», — рассказывает специалист судоподъемника Андрей Богатыревич.
Текучки кадров почти нет — некоторые специалисты работают на судоподъемнике с момента его строительства, потому часть сотрудников справили 70-летний юбилей на рабочем месте. Каждый работник — уникален: в стране нет факультета или специальности, которая бы готовила инженеров исключительно для работы на судоподъемнике, тем более на уникальном красноярском, поэтому специалист приходит сюда, и около трех лет обучается, получает квалификацию и набирается опыта.
Вековой запас прочности
По словам Сергея Коржа, проектировщиками, конструкторами и организациями, которые строили судоподъемник, был заложен огромный запас прочности — многое из того, что было создано при строительстве, в том числе и оборудование, служит до сих пор, системы, конструкции работают стабильно и безаварийно. С 1995 по 2006 год был проведен первый этап реконструкции сооружения.
Сейчас разрабатывается проект реконструкции гидросистем, зданий и инфраструктуры судоподъемника. Руководство и работники ждут, когда будет закончена госэкспертиза — как только это случится, будет решаться вопрос о финансировании.
Как рассказывают на судоподъемнике, иностранные соседи неоднократно пытались изучить его устройство и повторить на родине. В свое время в Красноярск, например, приезжала северокорейская делегация. Подробных документов им, конечно, не дали, но иностранные инженеры признавали — в теории все просто, но на практике повторить и воспроизвести судоподъемник такого типа крайне сложно.
Большая стройка для больших дел
«СССР, как вы знаете, всегда был первым в балете, космосе, хоккее и грандиозных стройках. Решили переплюнуть всех — построить неординарное сооружение. Разработки судоподъемника такого типа уже были в ученых умах, а еще была организация „Ленингидропроект“ — ленинградские ученые и занялись проектом. Во многом это было связано и с местностью — скалы и узости русла и берегов Енисея потребовали бы огромных вложений для строительства шлюзовой системы. В итоге члены правительства дали добро, а строил подъемник весь Советский союз», — рассказывает начальник «Управления эксплуатации красноярского судоподъемника» Сергей Корж, который работает здесь уже 40 лет.
С помощью судоподъемника перевозили металл и колеса для Саяно-Шушенской ГЭС. Спасало сооружение и после трагических событий 2009 года — после аварии на электростанции через красноярскую плотину снова стали перевозить рабочие колеса и другое крупногабаритное оборудование для восстановления сооружения.
О существовании судоподъемника неподалёку от Красноярска знают далеко не все, еще меньше — придают значение этому факту. А ведь грандиозное сооружение гениев инженерной мысли СССР за 40 лет своего существования было и участником грандиозных строек, и каналом жизни для южных территорий, и до сих пор справляется с поставленными задачами на все 100%. Красноярцам есть чем гордиться, и судоподъемник — еще один повод для этого прекрасного чувства!
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru