Помимо сугубо богослужебных функций, приходы давали детям начальное образование, собирали средства в помощь вдовам и сиротам, вели учет актов гражданского состояния своей паствы. Потому неудивительно, что новая советская власть, избравшая курс на радикальное преобразование общества, задалась целью не просто закрыть, а именно уничтожить как можно больше храмов. «Социальным маякам» старой России не должно было быть места в Советском Союзе, победоносной поступью шедшему к построению коммунизма.
Богородице-Рождественский кафедральный собор
Собором, построенным по проекту самого Константина Тона, автора Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве, восхищались все без исключения гости города. Даже норвежский ученый и путешественник Фритьоф Нансен, посетивший Красноярск в 1913 году, из всех объектов красноярской архитектуры выделил именно Богородице-Рождественский храм.
«Вообще, если какой-нибудь богатый сибиряк желает принести на алтарь Отечества жертву от избытка своего, то он строит церковь», — написал великий норвежец в путевых заметках, отдавая дань памяти главному меценату строительства собора — промышленнику Исидору Щеголеву.
В 30-е годы прошлого века собор стал одной из первых «мишеней» воинствующего атеизма. Если какие-то другие храмы могли «спастись», став складами, рабочими клубами или домами культуры, то кафедральный собор «нужно» было стереть с лица земли любой ценой, — такое решение Крайисполком коммунистической партии принимает 30 декабря 1935 года. Претворение его в жизнь превратилось в настоящую военную операцию: Богородице-Рождественский собор упорно отказывался капитулировать перед безбожниками.
Только с третьей попытки (12 июля 1936 года) поругателям удалось взорвать «непокорную» церковь. Через два десятилетия на её фундаменте появится Дом Советов Красноярского края — современное здание регионального Правительства.
Воскресенский собор
Каждый уважающий себя знаток красноярской топонимики помнит о том, что нынешняя площадь Революции некогда прилегала к Богородице-Рождественскому собору и называлась Новобазарной. Получается, что в городе была и Старобазарная площадь? Была, и, по неслучайному совпадению, тоже находилась рядом с другим величественным собором — Воскресенским. Сейчас на его месте стоят Большой и Малый концертные залы Краевой филармонии.
Воскресенская церковь являлась одной из старейших в Красноярске. Ее возвели почти за век до Богородице-Рождественского собора, в 1759 — 1773 годах. Строили храм по проектам енисейских мастеров Петра Сокольникова и Саввы Паклина (енисейцы в ту пору были «законодателей мод» всей сибирской архитектуры). Долгое время Воскресенский собор был одним из немногих каменных зданий Красноярска, благодаря чему счастливо пережил катастрофический пожар 1773 года — после него Красноярск, по сути, пришлось отстраивать заново.
На соборном кладбище традиционно хоронили наиболее уважаемых жителей города, таких как, например, бывшие градоначальники Петр Кузнецов и Павел Смирнов. Здесь же обрел последнее пристанище известный путешественник и дипломат командор Николай Резанов, возвращавшийся в Санкт-Петербург из Америки. Эти и многие другие могилы будут утрачены вместе с самой церковью: ее советские власти Красноярска закроют для верующих в конце 30-х. Сталинскую эпоху здание переживет, последовательно приютив под своими сводами аэроклуб, призывной пункт и механический завод.
И только уже в начале 60-х годов, в эпоху «хрущёвских гонений», будет принято решение о сносе здания старинного собора — как «не представляющего ценности архитектурного памятника».
Всехсвятский кладбищенский храм
Говоря об утраченных могилах, конечно, нельзя не обойти стороной тему Всехсвятской церкви. Она была возведена в 1798 году на месте современного торгового комплекса «Квант» — бывшего завода кинопленки.
До его постройки именно там располагалось старейшее городское кладбище. Скромное деревянное здание достаточно быстро сгорит (14 сентября 1812 года, — по странному совпадению, в день входа в Москву наполеоновских войск), и его спустя восемь лет заменят новым каменным, возведенным по проекту братьев Ивана и Фёдора Быкасовых и Ивана Огрыскова.
Интересно, что именно Всехсвятский храм обладал самым большим приходом в Красноярске: на начало ХХ века к нему было приписано пять тысяч красноярцев. Поэтому неудивительно, что судьбы очень многих жителей столицы Енисейской губернии были так или иначе связаны с этой церковью. Например, именно здесь, крестился Василий Суриков.
Старейший из сохранившихся к середине ХХ века храмов первым пал в годы «воинствующего атеизма». У верующих его изымут в июне 1935 года, а спустя несколько лет окончательно разрушат.
Александро-Невский гарнизонный храм
История этой церкви наглядно опровергает устоявшийся стереотип о том, что храмы в России возводились исключительно по инициативе духовенства, а оплачивалось строительство всегда за казенный счёт.
Просьбами об открытии отдельного храма для военных светские и духовные власти в середине XIX века буквально забросали прихожане Всехсвятского кладбищенского храма. На тот момент все военнослужащие частей, размещенных в Красноярске, «автоматически» приписывались именно к этому приходу, что приводило к настоящим давкам в дни церковных праздников.
Военное командование к идее отнеслось сочувственно, а вот духовенство проявило скепсис: откуда достать необходимые средства? Тем не менее, неожиданно нашелся жертвователь — строительство почти полностью оплатил иркутский купец Яков Немчинов.
Храм на перекрестке Гостинской улицы (современная улица Карла Маркса) и Батальонного переулка (нынешняя улица Декабристов) возвели в рекордные сроки, буквально за один год (1872 — 1873). При этом, судя по дошедшим до наших времен данным, он был отнюдь не маленьким: одновременно в нем могли вмещаться от 600 до 800 человек.
Церковь была утрачена почти сразу после окончания Гражданской войны, сгорев при пожаре в феврале 1923 года. Формальной причиной происшествия объявили неисправности в печной системе отопления. Но, скорее всего, это был спланированный акт: ведь в новом Советском государстве храмы для бойцов новой Рабоче-крестьянской Красной армии были уже не нужны.
Спасский железнодорожный храм
Что предстанет взору проезжающего через Красноярск по железной дороге? Могучий Енисей, грандиозное здание вокзала да унылые просторы промышленной застройки. В начале ХХ века для транзитных путешественников у Красноярска была еще одна «визитная карточка», но... её быстро не стало. Спасская железнодорожная церковь является обладателем своеобразного печального рекорда: ее строили дольше (с 1902 по 1913 года), чем она в итоге простояла.
Одиннадцать лет «долгостроя» объясняются просто: строящийся храм располагался в полосе отчуждения железной дороги, и городские власти сочли себя свободными от каких-то обязательств перед ним. Тем не менее, путейцам удалось построить на привокзальной площади действительно красивую и примечательную церковь в т.н. «русско-византийском» стиле, которую с удовольствием посещали и красноярцы, и жители пригородов, и проезжавшие путешественники.
С наступлением новых времен подобные достопримечательности оказались ненужными. В конце 1923 года Спасский храм переделывают в рабочий дом культуры, а в 1931 году здание сносят окончательно.
При написании использованы материалы монографии руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Г.В. Малашина «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861 — 2011 гг.», интернет-энциклопедии Красноярского края, сайта Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», проекта «История архитектуры Красноярского края» и Сибирского медицинского портала.
Максим Рычков специально для интернет-газеты Newslab.ru