Как давно работает ваша компания и с чего все начиналось?
В сельскохозяйственном бизнесе я с 2004 года. Все начиналось с салатного цеха: мы закупали овощи, производили салаты, расфасовывали и развозили по магазинам. В 2005 году овощи закупили оптом и положили на хранение, а потом подумали: ведь можно и самим овощи выращивать. И с 2006 года начали возделывать поля, а салатный цех закрыли.
С тех пор мы занимаемся производством картофеля, моркови и свеклы. Производим около 1000-1500 тонн продукции. Объемы наращивали постепенно, и в этом году в общей сложности засеяли 100 гектаров. По меркам Красноярского края мы — среднее хозяйство, оно наиболее удобно в плане производства и реализации. Потому что сельское хозяйство — это в первую очередь образ жизни. Если бы я занимался той же торговлей, вкладывал бы в нее столько же денег, времени и сил, давно бы развил крупный бизнес.
Но меня тянет на землю, хотя рентабельность здесь значительно меньше, чем в торговом бизнесе. И не забывайте про грязь, непогоду и работа с раннего утра и до позднего вечера.
Где взяли деньги на развитие?
Помимо фермерства я занимаюсь торговлей, владею несколькими павильонами, и средства беру оттуда. А когда все только начиналось, чтобы закупить технику, пришлось продать квартиру. Сельское хозяйство — это такой бизнес, где чем больше вложишь, тем больше получишь. Но затраты тоже немаленькие: одни только удобрения и гербициды обходятся в 1 миллион рублей в год.
Профиль деятельности: выращивание и продажа столовых корнеплодных и клубнеплодных культур
Объем производства: 1000-1500 тонн продукции
Засеянная площадь: 100 га
Штат: до 50 сотрудников
На сегодняшний день мы имеем всю необходимую инфраструктуру и сельскохозяйственную технику для производства овощей: овощехранилище на 1000 тонн, тракторы, культиваторы, плуги, сажалки, сеялки, комбайны и так далее.
Сколько человек работает в вашем хозяйстве?
Весной и летом много сил не требуется, и на полях задействованы 6-7 человек, в том числе и я сам. Но в период сбора урожая численность сотрудников достигает 50 человек.
В Сибири суровая погода. Сильно она влияет на производство?
Наше дело очень сильно зависит от природно-климатических условий. Если выдастся плохое лето, урожай, соответственно, будет небольшим. С другой стороны, если будут благоприятные условия и вырастет много продукции, цена на нее упадет. Не стану скрывать, бывают годы, когда мы выходим «в ноль». В нашем деле рубль оборачивается за год всего один раз: посадить, вырастить, убрать, положить на склад — это все затраты. Прибыль приходит только зимой от продажи овощей.
Кому вы поставляете свою продукцию?
В 2017 году мы выиграли два аукциона на общую сумму 1 225 645 рублей по поставке овощей в ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Красноярска и в «Красноярскую межрайонную клиническую больницу скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича». Они закупают продукты для питания пациентов. Мы привозим им овощи дважды в неделю.
Кроме того, мы уже несколько лет подряд отгружаем овощи на Чукотку и в Норильск, а недавно заключили годовой контракт с красноярской торговой сетью. Также с нами сотрудничают несколько постоянных оптовиков. Остальная продукция идет на свободную реализацию.
Насколько сильна конкуренция в вашей сфере?
Конкуренция есть, и немаленькая. Простой пример - мы ежегодно засаживаем одинаковые площади: 60 гектаров — картофель, 25 — морковь, 15 — свекла. Но есть другие производители, которые, например, в этом году заметят выросшую цену на картофель, и в следующем году засадят им все свои поля. Цена на картофель, естественно, упадет, будет избыток продукции и начнутся проблемы с продажей. В связи с этим я бы рекомендовал властям рассмотреть возможность регулирования посевов, чтобы исключить как перепроизводство, так и дефицит отдельных видов.
Кроме того, чтобы повысить урожайность, некоторые конкуренты злоупотребляют удобрениями и гербицидами. Ведь многие занимаются выращиванием овощей вообще не имея специального образования. Я сам был свидетелем того, как на капусту лили химикаты, в два с половиной раза превышая рекомендованную норму. А чем больше превышение, тем больше вещества остается в продукте. Потом эта продукция попадает на прилавки и действует на здоровье человека. К сожалению, системы регулярных проверок нет, и некоторые производители этим пользуются.
Из чего складывается цена на овощи?
Процесс ценообразования прост: все производители продают как можно дешевле. Важно выставить такую цену, чтобы и окупить свои затраты, и остаться где-то в середине. Иначе продукцию никто не купит. Если есть излишки, цену можно немного сбавить — тут каждый действует по-своему. Разумеется, в таких условиях речи об огромной прибыли идти не может.
Сотрудничаете ли вы с государственными организациями поддержки малого и среднего бизнеса?
Регулярную помощь нам оказывает Агентство развития бизнеса. Во-первых, оно информирует нас обо всех проходящих аукционах. Во-вторых, если мы решаем участвовать в торгах, специалисты Агентства оформляют пакет документов на участие и занимаются всеми юридическими вопросами. Например, контракт с медицинскими организациями мы заключили благодаря совместной работе с Агентством. Благодаря этому сотрудничеству мы можем снять с себя «бумажные» дела и сконцентрироваться на нашей первоочередной задаче — производстве овощей.
Каковы ваши планы по развитию бизнеса?
Сейчас мы задумались о строительстве перерабатывающего цеха: после сбора урожая на полях остается часть товара, который непригоден для продажи: мелкие, резаные клубни. Чтобы картофель не пропадал, мы разрешаем местным жителям его собирать. Но из него можно производить крахмал, и именно для этого нам нужен перерабатывающий цех.
Еще один проект — постройка овощемойки и ленты вакуумной упаковки. Выгода очевидна: мытый и фасованный картофель становится в два раза дороже.
Это планы долгосрочные, подробнее мы рассмотрим всё зимой. А сейчас пока ни на что нет времени, в самом разгаре сезон уборки, убрано пока 30%. Прогноз погоды не радует: две недели будут дожди, а потом обещают заморозки. Нужно успевать.
Григорий Денисенко специально для интернет-газеты Newslab.ru