Виктор Христьянович, вы сейчас — технический директор компании РУСАЛ, но из каких ступенек сложилась ваша карьера? Насколько я знаю, вы — красноярец.
Да, я из Красноярска. И моя карьера в алюминиевой отрасли, действительно, началась с Красноярского алюминиевого завода. Закончил КГУ, освоил компьютерное моделирование, применил его в нефтяной отрасли, но после службы в армии стал работать на КрАЗе инженером-конструктором. Прошел путь до заместителя главного инженера завода.
В начале 2000-х годов, после образования компании РУСАЛ, в которую вошли сибирские заводы по производству алюминия и глинозема, мне поручили создание Инженерно-технологического центра, который тоже, кстати, работает в Красноярске. Стал его первым директором. Моей задачей было объединить ресурсы и научный потенциал наших предприятий. В центр пришли работать наиболее сильные инженерные кадры. Также пригласили работать сильных ученых, занимающихся развитием отрасли. Причем не только из Красноярска, а из Санкт-Петербурга, Москвы, других городов. Получился сильный сплав практиков и теоретиков. И в итоге центр очень хорошо себя проявил, развился, стал разработчиком новых технологий в нескольких направлениях, возглавил модернизацию предприятий, внедрение новых технологий в производство.
Сейчас это мощный научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр компании. В этом году он отметит свой 15-летний юбилей. В активе центра сотни патентов на уникальные разработки. Он входит в состав Технической Дирекции РУСАЛа, которой я руковожу.
Карьера в компании РУСАЛ — как бы вы охарактеризовали это понятие?
Первое определение, которое приходит на ум, — это интересно. Человек всегда многого добивается, когда его работа — это не только насущная необходимость, но и новые возможности, благодаря которым он может себя реализовать. Я считаю, мне повезло — я работаю в РУСАЛе.
Мои коллеги очень интересные и неординарные люди, сама компания постоянно развивается. И у нас есть возможность видеть немного дальше горизонта, предложить то, что в отрасли еще никто до нас не делал, стать законодателем новых направлений развития, новых трендов на рынке алюминия. Мы создаем новые предприятия и модернизируем существующие. Принято считать металлургию сырьевой отраслью, но РУСАЛ — это уже не сырьевая компания. А инженерная. Мы создаем продукцию, оборудование и инженерные решения, которые выводим, в том числе, на международный рынок.
Можете привести примеры каких-то последних наиболее интересных технологических инноваций, разработок компании?
За последний год мы создали очень много новых технологий. В первую очередь хотел бы объявить, что мы запустили новый сверхмощный электролизер по технологии РА-550, который открывает практически неограниченные возможности для дальнейшего развития электролиза. Сейчас эта технология уже работает на Саяногорском алюминиевом заводе и прекрасно себя показывает. Не побоюсь заявить, что это будущее алюминиевой промышленности.
Главное преимущество разработки — высокая энергоэффективность и производительность при более низкой себестоимости. Еще одно событие для компании — запуск нового стана по производству катанки. Мы впервые в мире разработали технологию непрерывного литья и прессования катанки. Разработка позволяет нам выпускать новые виды катанки различных диаметров, которые прежде в России никогда не производились.
Также мы запустили пилотный минизавод по производству глинозема на небокситовом сырье — каолиновой глине, запасы которой в Сибири составляют миллиарды тонн, золе и прочих видах. Технология, прежде всего, позволяет производить глинозем на сибирском сырье и уменьшить расходы на глинозем. Помимо этого, сейчас мы развиваем выпуск скандиевых сплавов, которые востребованы в аэрокосмической и судостроительной отраслях.
Сейчас в мире активно развиваются технологии 3D-печати, и все большую популярность набирает печать из металлов, в том числе алюминия. Этому тренду РУСАЛ отвечает?
В этом году на базе вуза МИСиС в Москве мы создали Институт легких материалов, и в нем есть подразделение, которое развивает 3D-технологии. У нас в компании налажено производство алюминиевых порошков. Сейчас преимущественно именно порошок является материалом для печати. Порошок в принтере сплавляется лазером в соответствии с моделью. Сама модель будущего изделия задается при помощи программы. Такая технология — это действительно восходящий тренд, от которого не стоит отставать. Она уже применяется в промышленности для создания прототипов и уникальных запчастей. Пока объемы производства из алюминия исчисляются сотнями тонн, но уже в скором будущем это будут тысячи и даже миллионы тонн. Не исключено, что мы в своей обыденной жизни прямо дома будем что-то печатать.
Кто основной потребитель алюминия сегодня? И как РУСАЛ реагирует на запросы рынка?
Основным драйвером роста потребления алюминия становится автомобильная промышленность. Повсеместно компании мира, представляющие отрасль автомобилестроения, переходят на алюминий. Алюминия становится все больше и больше в составе автомобиля, начиная с кузова и заканчивая всевозможными элементами. Объясняется это тем, что вес автомобиля влияет на расход топлива или электроэнергии. А алюминиевые сплавы легкие, прочные, долговечные и недорогие. Поэтому в мире наблюдается тренд по созданию новых сплавов. РУСАЛ разрабатывает собственную линейку сплавов.
Например, мы создаем литейные сплавы для производства кузовных изделий, колесных дисков. Чтобы разрабатывать, тестировать, осваивать больше новых сплавов и продуктов, не прерывая основного производства, на промплощадке КрАЗа сейчас создается литейный опытно-промышленный комплекс, который планируется к сдаче в следующем году. Отработанные на базе этого центра технологии будут внедряться в производство на наших предприятиях.
А как обстоят дела с так называемыми «зелеными технологиями», каких результатов удалось достичь здесь, в Красноярске?
Один из главных проектов технической дирекции компании — создание революционной, безуглеродной технологии производства алюминия с использованием инертных анодов. Сейчас мы уже проводим стендовые испытания на промлощадке КрАЗа, в одном из корпусов предприятия. Есть успехи, но еще много работы.
С Красноярского алюминиевого завода мы в 2015 году также начали реализацию проекта «ЭкоСодерберг». Эта разработка, дающая вторую жизнь заводам с технологией Содерберга (технология производства алюминия, разработанная в первой половине 20 века — прим.ред.) с главной целью — снижение выбросов в атмосферу. На данный момент модернизированы уже 1000 электролизеров КрАЗа, а это 60% от общего их количества. Планируем, что до конца следующего года на экологически совершенную технологию будут переведены все электролизеры КрАЗа. Параллельно на «ЭкоСодерберг» переводятся и другие заводы компании — БрАЗ и НкАЗ. А вообще будущее алюминиевой отрасли именно за «зелеными» технологиями. И сейчас более 90% заводов РУСАЛа работают на экологически чистой энергетике.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии предоставлены компанией РУСАЛ