На равных
(Из учебника по педагогике для вузов авторства Тряпицыной А.П.)
Первый инклюзивный лагерь мы организовали ровно 5 лет назад, в 2013 году. Он прошел зимой и был очень маленький. Всех вместе — организаторов, детей и родителей — собралось человек 30. Это была проба пера, а саму идею подобных лагерей мы подглядели у наших московских коллег.
Зачем нам это было нужно? Во-первых, у детей с инвалидностью на тот момент не было никакой возможности включиться в систему отдыха обычных стандартных лагерей. Мы решили сделать так, чтобы дети могли отдыхать на равных. При этом организовали семейный лагерь, потому что второй нашей целью было создание сообщества родителей, которым не всё равно. Мы хотели объединить семьи и помочь мамам вырваться из своих мирков, показать им практики работы с детьми.
С тех пор мы провели уже 15 лагерей. К нам приезжают семьи из разных городов: Красноярска, Минусинска, Железногорска, Шарыпово, Ачинска. Некоторые мамы решили делать такие же лагеря в своих территориях. Так возникли лагеря в Кодинске, Минусинске, Железногорске, Дзержинском и Ачинске.
Про инклюзивные лагеря ходит миф, что это место исключительно для инвалидов. На самом деле, там отдыхают дети и с инвалидностью, и без. Это наша принципиальная позиция, и это важно для того, чтобы первые получали опыт в реальной среде, а вторые учились общаться с теми, кто чем-то от них отличается. Это своего рода школа жизни.
Поездка в инклюзивный лагерь для многих нейротипичных ребят (так на языке специалистов называют детей без инвалидности — прим.ред.) — первый опыт общения с детьми с инвалидностью, и порой это для них настоящее открытие. Дети приходят домой и рассказывают мамам: «Там парень на коляске, но он оказывается такой крутой, такой умный, такой начитанный, с ним так прикольно». Поначалу их искренне это удивляет.
В первые смены мы приглашали многодетные семьи, которые уже как-то участвовали в наших проектах, но сейчас родители специально везут своих детей, чтобы они получили опыт такого общения.
В лагере мы обязательно проводим уроки доброты и вообще выстраиваем такую среду, чтобы дети знали и понимали, как правильно вести себя при встрече с ребенком с инвалидностью. За прогрессом очень интересно наблюдать. Бывало, в первые дни в лагере ребята прямо перед носом ребенка на коляске могли закрыть дверь. Не специально, конечно, а просто потому, что никогда прежде в такой ситуации не оказывались, не знали и не привыкли к тому, что в жизни может быть по-другому, и что на такие вещи надо обращать внимание. Но постепенно привыкая, они в итоге чуть ли не в очередь встают, чтобы катить коляску или ещё как-то помогать.
После смен многие дети делятся, что такой опыт — самое ценное, чему научил их лагерь: «Я теперь знаю как правильно, и это здорово! И я научился ценить жизнь», — такие отзывы мы слышим часто.
Как устроен лагерь
Смены проходят, как правило, на базах отдыха, например, на «Бузиме» или в «Зеленых горках». Министерство образования оплачивает нам питание и проживание в одной из смен лагеря, но у остальных лагерей нет финансирования из бюджета, это полностью наша инициатива, реализованная на выигранные гранты и пожертвования. Для родителей и детей мы стараемся предоставлять всё бесплатно.
С самого начала и по сей день каждая смена — это такой формат выездного интенсива, который сильно меняет всех вовлеченных людей, создает новые точки роста и возможности. Если коротко, то для родителей особенных ребят — это новые практики, которые легко можно применять дома, а для самих детей — развитие.
Весь день с утра до вечера расписан, и абсолютно всё в лагере работает на социализацию, образование, прогресс. Программа построена так, чтобы вернувшись, дети максимально использовали полученные знания в обычной жизни. У нас есть специальная гимнастика или игра на афробарабанах, где ребята учатся ловить ритм. Есть телестудия, где каждый ребенок побывает и корреспондентом, и монтажёром, и оператором, и героем интервью. Каждый вечер они выдают выпуск новостей лагеря, а вместе с тем развивают навыки коммуникации. У нас есть проекты, которые дети делают, работая в группах и индивидуально, есть занятия по музыке, театральная студия и даже хоккей на траве.
Сюжет о дне жизни в инклюзивном лагере в с. Орловка Дзержинского района края (2017 год):
Всего организовано: 15 лагерей
Общее число участников за все годы: больше 900 человек
Охваченные города: Красноярск, Минусинск, Железногорск, Шарыпово, Ачинск, Кодинск, Дзержинское
В конце смены обязательно проходит отчетный концерт или вечер талантов, и каких только номеров у нас не было! Смотришь — был тихий мальчик, у которого проблемы с коммуникацией, а тут он берёт и читает рэп на сцене. Или был случай, когда мальчик с нарушениями координации научился в лагере жонглировать кучей шариков. Однажды девочка сказала в лагере своё первое в жизни слово.
В семейном лагере малыши с трех лет. Мамы ходят вместе с детьми и видят все технологии, которые мы используем, а потом продолжают применять их дома. Специально для родителей в лагере проходят тренинги и семинары. Но ключевая идея семейного лагеря в том, чтобы мама увидела своего ребенка с новой стороны, увидела, как он может меняться, вооружилась практиками и продолжила работу с ним.
Нам важно, чтобы родители, приезжающие в лагерь, были не потребителями, а теми, кто сам может что-то делать и что-то менять. Наш лагерь поначалу воспринимали, как проект соцзащиты, где всё готовенькое. И когда мы мам начали привлекать к активности, на нас иногда странно смотрели. Но постепенно все родители поняли, для чего это нужно. Причем, не просто овладели технологиями и навыками, а поменяли позицию: не «нам все должны», а «давайте вместе что-то делать на общий результат».
Магия лагеря
Со временем мы поняли, что многие из наших ребят — уже не дети, а подростки, готовые учиться навыкам самостоятельной жизни. Так появился подростковый инклюзивный лагерь, куда ребята ездят без родителей. Чтобы правильно делать подростковые лагеря, мы прошли стажировку по гранту фонда «Обнаженные сердца» в американском инклюзивном лагере Rising Sun. Вернувшись, мы соединили наши лучшие практики организации семейных лагерей с тем, что увидели в Америке. В итоге такой формат успешно реализуем уже как два года.
Первые подростковые лагеря мы проводили для детей, которых знаем, которые прошли через наши семейные лагеря или обучались в кружках. Потом мы ввели запись для новеньких. В лагере детям помогают тьюторы. В основном, это люди с педагогическим образованием. Один тьютор на ребенка или на группу, в зависимости от ситуации.
Длится подростковая смена 4-5 дней. Казалось бы, что можно сделать за такой короткий промежуток времени, но магия лагеря — вещь удивительная. Например, к нам однажды приезжала девочка с диагнозом «аутизм». Бабушка побоялась отпустить её одну и в итоге поехала с нами. В автобусе она жаловалась, что у её внучки нет друзей, она ни с кем не общается, а ей уже 9 лет. И в первый же день в лагере к ней подошел мальчик, они познакомились и за четыре дня они подружились так, что он буквально носил за ней ботиночки. В лагере их прозвали неразлучники, а на девочку появление первого друга в её жизни повлияло очень сильно. Они дружат до сих пор, хотя прошло почти два года.
Многим родителям сложно отпустить от себя ребенка. Страхи самые разные, начиная от элементарного «а как он будет без меня одеваться, есть, мыться»? А в итоге дети, за которыми всю жизнь был постоянный уход, оказываются в новой для себя среде и становятся чуть ли не самыми активными в своей смене.
Для каждого ребенка перед началом смены составляется индивидуальный маршрут. На входе мы проводим анкетирование, чтобы понимать, как их сопровождать, какую помощь и поддержку оказывать. Конечно, в лагере есть обязательное медицинское сопровождение.
Инклюзивные лагеря как движение
Брать слишком много детей мы, конечно, не можем, но с каждым годом всё равно стараемся увеличивать охват. Если раньше мы делали 1-2 лагеря за год, то в прошлом году провели целых 5 лагерей. Мы понимаем, что это нужно детям и их родителям, что это дает важный эффект.
За 5 лет через наши лагеря прошли 900 человек. Только в том году — более 300. Но мы стремимся не просто увеличить цифру, мы хотим, чтобы идея инклюзивных лагерей развивалась как движение. Чтобы в территориях родители и общественники сами искали деньги, договаривались с властями и так далее. Мы даже готовы приезжать обучать команды.
Главная цель любого инклюзивного лагеря в том, чтобы дети, в том числе дети с инвалидностью, были максимально успешными, умели общаться с тем, кто чем-то отличается от них, и понимали, что мир очень разнообразен, в нем есть самые разные люди, и важно уметь выстроить общение с каждым. На равных, без барьеров и косых взглядов. Именно поэтому наши лагеря не должны остаться локальной историей.
Лист регистрации в инклюзивный лагерь
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии предоставлены героями материала