Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Забывают пистолеты в баках не только женщины»: как я работала оператором АЗС

«Забывают пистолеты в баках не только женщины»: как я работала оператором АЗС

19.09.2018
6
Проверяем, каково это работать оператором АЗС

Ради погружения в профессию оператора я еду в переулок Тихий на АЗС «Красноярскнефтепродукта». ‪Выбор неслучайный: КНП — старейшая компания (ровесник Красноярского края, работает уже 84 года) и крупнейшая сеть в крае (насчитывает более 170 заправочных станций). В сутки на КНП заправляется 40 тысяч человек. При этом АЗС в Тихом — одна из топовых и самых популярных заправок в черте Красноярска, поэтому где, как не здесь, узнавать о тонкостях работы оператора АЗС?

Идеальная заправка для нашего эксперимента — АЗС КНП в пер. Тихий,1

Пистолеты должны быть на местах

Подъезжаем в 10 утра‬ и видим, что работа на заправке уже кипит, водители заправляются один за другим.

«Работа на АЗС в принципе не прекращается. Операторы работают в две смены, сменяя друг друга ‪в 8 утра‬ и ‪в 8 вечера‬, рассказывает старший оператор станции Елена Турутина. Она на заправке КНП с 2014 года. Начинала с должности оператора и через полтора года получила повышение. — Простой нашу работу не назовешь. К концу смены порой ног не чувствуешь, а ведь нужно оставаться приветливой, чтобы водители возвращались к нам снова. Но мне моя работа нравится, старшим оператором я с удовольствием пошла, хоть и ответственности больше».

Старший оператор станции КНП в пер. Тихий Елена Турутина

«Оператор не только продает бензин за кассой, но и принимает топливо с подъезжающих бензовозов, следит за порядком на станции, за тем, чтобы на полках всегда был товар для водителей. Многозадачность — вот основная особенность нашей профессии», — продолжает Елена, пока я осматриваюсь. Заправка в Тихом — это не только колонки с бензином и кассы и сотни спешащих водителей, это еще магазин и кафе.

Принимая смену, оператор должен обойти территорию заправки и посмотреть, всё ли в порядке, проверить, чтобы пистолеты были на месте.

«Вчера днем оторвали пистолет в очередной раз. У заправочного пистолета вообще есть отрывная муфта, но она не всегда срабатывает. На моем веку пару раз разбивали колонку полностью — с такой силой летит. Если ущерб серьезный, то возмещается водителем. Кстати, забытый в баке пистолет — вообще не значит, что за рулем женщина. Это, скорее, исключение», — на этом старший оператор заканчивает свой рассказ и предлагает браться за работу.

Добро пожаловать по ту сторону кассы

Что ж, приступаю к делу. Основная работа оператора за кассой. Встаю и понимаю, что ничего не понимаю. Передо мной два монитора. С одним более-менее всё ясно — там видео с камер наблюдения: задача оператора следить за происходящим на заправке и уведомлять водителей по громкой связи, если что-то пошло не так. На другом мониторе — цифры и таблицы.

«Когда подходит покупатель, нужно выбрать номер нужной колонки, вбить сумму или количество литров», — объясняют мне.

Операторы АЗС работают в дневные и ночные смены. День, ночь, отсыпной, выходной — в основном у сотрудников станций такой график

Тем временем в зале появляются мои первые покупатели. Действую по схеме, но не сразу нахожу на мониторе нужную колонку, а пальцы не попадают по клавишам. Волнительно, но водители терпеливо ждут и даже улыбаются. Зря я, оказывается, боялась водительского гнева.

«На каждой заправке есть постоянные клиенты. Всех знаешь в лицо. У нас тут вообще люди хорошие, всегда приветливые», — подбадривают меня мои коллеги на один день.

И кассир, и мастер хот-догов

Только я вошла во вкус и перестала нервничать, выбивая чеки, как меня просят сменить локацию и отправляют к горячему грилю. Оказывается, оператор не только сидит за кассой, но и готовит хот-доги и гамбургеры для водителей. К такому я точно готова не была. Как минимум, не запаслась санкнижкой. Да и перекус тут фирменный, от шведской компании Sibylla, поэтому готовится по особым технологиям.

В итоге мне дают лишь попробовать приготовить хот-дог для себя. Надев перчатки и убрав волосы, встаю за гриль, жарю сосиску и булочку, добавляю жареный лук, салат из огурцов. Всё готово, а на часах как раз время обеда. Быстрый перекус, и работаем дальше.

Прием топлива — ответственная задача

Одна из главных задач оператора АЗС — прием топлива. Основное в этой работе — проверка каждой привезенной партии, чтобы в резервуары АЗС попадал бензин отличного качества, соответствующий ГОСТам. Когда привозят топливо, оператор поднимается на бензовоз и начинает проверку.

Фото: пресс-служба АО «Красноярскнефтепродукт»

Сначала проверяются пломбы на люке каждой секции — это гарантия того, что топливо приехало с нефтебазы «нетронутым». Важно, чтобы секция была заполнена. Дальше оператор вооружается ареометром — огромным градусником для проверки плотности. Плотность позволяет определить, какой именно вид топлива привезли. Только когда показатели совпали с накладной, разрешается слив топлива в резервуары.

Задача номер 3 — прием товара

Чем дальше, тем сложнее. Ещё одна задача операторов — следить за тем, чтобы полки минимаркета не пустовали. Заказ и приём товаров — обычная работа для сотрудниц АЗС.

При работе с товаром ни в коем случае нельзя ставить коробки с продуктами на пол

«Мы заказываем товар по мере его продажи. Каждый договор поставок сопровождается так называемой „спецификацией“ — документом, который идентифицирует товар. Проще говоря, заказываем мы не ту вафельку, которую захотели, а ту, которая есть в этой самой спецификации. Например, одного шоколада у нас только 40 пунктов, и вот на этот перечень мы и ориентируемся», — рассказывает мне Елена.

Укладываю рулеты. Лишь бы всё вошло — товара очень много.

Когда товар приходит от поставщика, задача операторов его проверить, чтобы все сходилось по количеству и главное, чтобы не было просрока.

«В запасе должно быть как минимум 2/3 срока годности, чтобы мы успели продать товар. Все сроки забиваются в электронный журнал, чтобы потом мы могли отслеживать, какой товар нужно убрать с полок, чтобы просрок ни в коем случае не попал к покупателю», — продолжает старший оператор.

Мне же в руки дают товарную накладную — документ, который сопровождает каждую поставку. В нем указаны позиции товара, и моя задача сверить список с тем, что лежит на складе. С серьёзным видом приступаю к делу. Сначала объем товара меня пугает, но «не так страшен черт».

Покупатели на АЗС

Мозг закипает!

После того, как товар принят, его выставляют на полки, да не так, как захочется, поправляют меня операторы, а согласно планограмме — специальной схеме выкладки, чтобы масла не стояли рядом с рулетами. Столько информации, что мозг уже закипает...

Жидкости и масла для обслуживания авто от «Лукойл» есть в каждом мини-маркете на АЗС «Красноярскнефтепродукта». Расставляем их красиво и главное — не рядом с продуктами.

Уборка — финальный аккорд

Роль мерчендайзера, наивно надеюсь я, последняя на сегодня. Но тут мне протягивают спрей для мытья стёкол и тряпку.

Хочешь работать оператором — умей делать всё

Порядок на заправке — тоже забота операторов. Мне поручают мытье холодильников с газировкой. Назвался оператором — умей делать всё, понимаю я и приступаю к этому заданию. Кажется, рабочий день на АЗС подошёл к концу, или еще что-то осталось?

Фото с коллегами на память. Подружиться успеваем со всеми сотрудниками АЗС.

За один день получить полное впечатление о профессии, конечно, невозможно, но что могу сказать точно: скучать и сидеть сложа руки операторам АЗС не приходится. Они настоящие трудоголики. Заезжайте на АЗС в переулок Тихий и убедитесь в этом сами. Приятной вам дороги!

Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru

Фотографии Алины Ковригиной. За помощь в подготовке материала благодарим АО «Красноярскнефтепродукт»

Рекомендуем почитать