Ради погружения в профессию оператора я еду в переулок Тихий на АЗС «Красноярскнефтепродукта». Выбор неслучайный: КНП — старейшая компания (ровесник Красноярского края, работает уже 84 года) и крупнейшая сеть в крае (насчитывает более 170 заправочных станций). В сутки на КНП заправляется 40 тысяч человек. При этом АЗС в Тихом — одна из топовых и самых популярных заправок в черте Красноярска, поэтому где, как не здесь, узнавать о тонкостях работы оператора АЗС?
Пистолеты должны быть на местах
Подъезжаем в 10 утра и видим, что работа на заправке уже кипит, водители заправляются один за другим.
«Работа на АЗС в принципе не прекращается. Операторы работают в две смены, сменяя друг друга в 8 утра и в 8 вечера, — рассказывает старший оператор станции Елена Турутина. Она на заправке КНП с 2014 года. Начинала с должности оператора и через полтора года получила повышение. — Простой нашу работу не назовешь. К концу смены порой ног не чувствуешь, а ведь нужно оставаться приветливой, чтобы водители возвращались к нам снова. Но мне моя работа нравится, старшим оператором я с удовольствием пошла, хоть и ответственности больше».
«Оператор не только продает бензин за кассой, но и принимает топливо с подъезжающих бензовозов, следит за порядком на станции, за тем, чтобы на полках всегда был товар для водителей. Многозадачность — вот основная особенность нашей профессии», — продолжает Елена, пока я осматриваюсь. Заправка в Тихом — это не только колонки с бензином и кассы и сотни спешащих водителей, это еще магазин и кафе.
Принимая смену, оператор должен обойти территорию заправки и посмотреть, всё ли в порядке, проверить, чтобы пистолеты были на месте.
«Вчера днем оторвали пистолет в очередной раз. У заправочного пистолета вообще есть отрывная муфта, но она не всегда срабатывает. На моем веку пару раз разбивали колонку полностью — с такой силой летит. Если ущерб серьезный, то возмещается водителем. Кстати, забытый в баке пистолет — вообще не значит, что за рулем женщина. Это, скорее, исключение», — на этом старший оператор заканчивает свой рассказ и предлагает браться за работу.
Добро пожаловать по ту сторону кассы
Что ж, приступаю к делу. Основная работа оператора за кассой. Встаю и понимаю, что ничего не понимаю. Передо мной два монитора. С одним более-менее всё ясно — там видео с камер наблюдения: задача оператора следить за происходящим на заправке и уведомлять водителей по громкой связи, если что-то пошло не так. На другом мониторе — цифры и таблицы.
«Когда подходит покупатель, нужно выбрать номер нужной колонки, вбить сумму или количество литров», — объясняют мне.
Тем временем в зале появляются мои первые покупатели. Действую по схеме, но не сразу нахожу на мониторе нужную колонку, а пальцы не попадают по клавишам. Волнительно, но водители терпеливо ждут и даже улыбаются. Зря я, оказывается, боялась водительского гнева.
«На каждой заправке есть постоянные клиенты. Всех знаешь в лицо. У нас тут вообще люди хорошие, всегда приветливые», — подбадривают меня мои коллеги на один день.
И кассир, и мастер хот-догов
Только я вошла во вкус и перестала нервничать, выбивая чеки, как меня просят сменить локацию и отправляют к горячему грилю. Оказывается, оператор не только сидит за кассой, но и готовит хот-доги и гамбургеры для водителей. К такому я точно готова не была. Как минимум, не запаслась санкнижкой. Да и перекус тут фирменный, от шведской компании Sibylla, поэтому готовится по особым технологиям.
В итоге мне дают лишь попробовать приготовить хот-дог для себя. Надев перчатки и убрав волосы, встаю за гриль, жарю сосиску и булочку, добавляю жареный лук, салат из огурцов. Всё готово, а на часах как раз время обеда. Быстрый перекус, и работаем дальше.
Прием топлива — ответственная задача
Одна из главных задач оператора АЗС — прием топлива. Основное в этой работе — проверка каждой привезенной партии, чтобы в резервуары АЗС попадал бензин отличного качества, соответствующий ГОСТам. Когда привозят топливо, оператор поднимается на бензовоз и начинает проверку.
Сначала проверяются пломбы на люке каждой секции — это гарантия того, что топливо приехало с нефтебазы «нетронутым». Важно, чтобы секция была заполнена. Дальше оператор вооружается ареометром — огромным градусником для проверки плотности. Плотность позволяет определить, какой именно вид топлива привезли. Только когда показатели совпали с накладной, разрешается слив топлива в резервуары.
Задача номер 3 — прием товара
Чем дальше, тем сложнее. Ещё одна задача операторов — следить за тем, чтобы полки минимаркета не пустовали. Заказ и приём товаров — обычная работа для сотрудниц АЗС.
«Мы заказываем товар по мере его продажи. Каждый договор поставок сопровождается так называемой „спецификацией“ — документом, который идентифицирует товар. Проще говоря, заказываем мы не ту вафельку, которую захотели, а ту, которая есть в этой самой спецификации. Например, одного шоколада у нас только 40 пунктов, и вот на этот перечень мы и ориентируемся», — рассказывает мне Елена.
Когда товар приходит от поставщика, задача операторов его проверить, чтобы все сходилось по количеству и главное, чтобы не было просрока.
«В запасе должно быть как минимум 2/3 срока годности, чтобы мы успели продать товар. Все сроки забиваются в электронный журнал, чтобы потом мы могли отслеживать, какой товар нужно убрать с полок, чтобы просрок ни в коем случае не попал к покупателю», — продолжает старший оператор.
Мне же в руки дают товарную накладную — документ, который сопровождает каждую поставку. В нем указаны позиции товара, и моя задача сверить список с тем, что лежит на складе. С серьёзным видом приступаю к делу. Сначала объем товара меня пугает, но «не так страшен черт».
Мозг закипает!
После того, как товар принят, его выставляют на полки, да не так, как захочется, поправляют меня операторы, а согласно планограмме — специальной схеме выкладки, чтобы масла не стояли рядом с рулетами. Столько информации, что мозг уже закипает...
Уборка — финальный аккорд
Роль мерчендайзера, наивно надеюсь я, последняя на сегодня. Но тут мне протягивают спрей для мытья стёкол и тряпку.
Порядок на заправке — тоже забота операторов. Мне поручают мытье холодильников с газировкой. Назвался оператором — умей делать всё, понимаю я и приступаю к этому заданию. Кажется, рабочий день на АЗС подошёл к концу, или еще что-то осталось?
За один день получить полное впечатление о профессии, конечно, невозможно, но что могу сказать точно: скучать и сидеть сложа руки операторам АЗС не приходится. Они настоящие трудоголики. Заезжайте на АЗС в переулок Тихий и убедитесь в этом сами. Приятной вам дороги!
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru
Фотографии Алины Ковригиной. За помощь в подготовке материала благодарим АО «Красноярскнефтепродукт»