Наследие Колчака, или 100 лет истории
Территория военного городка на улице Маршала Малиновского располагается в микрорайоне Зелёная роща.
Закрепившееся за кирпичными домами здесь название «колчаковские казармы» пришло не случайно. По указу адмирала Колчака в 1919 году в Сибири (Омске, Иркутске и Красноярске) сформировали шесть стрелковых дивизий. Красноярский Сибирский стрелковый полк размещался на территории нынешнего военного городка. Часть кирпичных зданий, в основном трёхэтажные, стали корпусами офицерских квартир, двухэтажные — солдатскими казармами, их строительство датируется 1905-1917 годами.
«Сто лет назад военные размещались в самом Красноярске, в районе нынешнего центра и Стрелки. Городское общество несло повинность по отоплению и освещению помещений, домовладельцы бесплатно предоставляли свои дома офицерам. В конце XIX века Городская Дума бесплатно отвела военному ведомству 100 десятин земли (более ста гектаров) на левом берегу Енисея, за городским кладбищем. Тогда это была окраина Красноярска. Строительство казарм затянулось на несколько лет», — из хроники «Первый красноярский концлагерь».
Уже с 1915 года в казармах начали селить военнопленных австрийцев, немцев, словаков, итальянцев и румын, которые прибывали в Енисейскую губернию.
В 30-е годы прошлого века на территории городка работала школа авиаторов и база связистов, а в годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали Киевское зенитно-ракетное училище.
К чему мы пришли сейчас? В то время, как реестр памятников культурного наследия Красноярска пополняется крайне спорными объектами (например, такими, как полусгоревший и полуразрушенный дом на Ленина, 154), монументальные постройки с вековой историей до сих пор ни для кого не представляют интереса.
Более того, за последние несколько лет пожары в 2006, в 2016 и в ноябре 2017 года уничтожили три военных казармы. Все возгорания проходили вблизи от жилых домов, войсковой части, кадетского корпуса имени Лебедя и Мариинской женской гимназии-интерната, которые там находятся.
Земля для обманутых
Сейчас целый массив застройки, который некогда принадлежал царской армии и был базой военнопленных, под угрозой уничтожения. Пока дома один за другим признают аварийными, который год стоит вопрос застройки территории вместительными многоэтажками. Вопрос то становится острым, то вновь затихает, и вот почему.
«Земельные участки, на которых стоят дома по улице Малиновского, не принадлежат городу. Они находятся в собственности Минобороны страны. К 2005 году, когда почти все жилье приватизировали проживающие в этих домах горожане, под зданиями пришлось сформировать необходимые участки, тем самым они отчуждались от площади городка. Теперь на протяжении нескольких лет федеральное ведомство пытается вернуть участки земли себе обратно. Как именно они это сделают — неясно», — пояснили в департаменте имущества и земельных отношений Красноярска.
С 2018 года вопрос по инициативе краевых властей стал ребром. В Минобороны страны обратились с просьбой отказаться от 100 гектаров земли военного городка и передать их в пользу Красноярскак. Не чтобы взять территорию под охрану. Землю планируют отдать под строительство жилья для обманутых дольщиков.
В будущем земли планируется передать в аренду инвестору-застройщику, который будет заниматься достройкой многоквартирных домов обманутых дольщиков — таковы итоги недавних переговоров губернатора Красноярского края Александра Усса с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.
23 октября в Красноярск пришло официальное письмо от Минобороны страны с подтверждением безвозмездной передачи земель военного городка в собственность Красноярского края.
Самое страшное, что если этот план приведут в действие, причин остановить «зачистку» истории не будет. Как уже было сказано, ни один объект не попадает под охрану памятников культуры.
Решения в других городах и странах
Во всех странах и городах, которые претендуют на звание культурных, уже давно научились работать с архитектурным наследием. Проектировщики не заходят на территорию памятников истории и культуры, тупо встраивая свои «новаторские» и безумно свежие идеи в старинные кварталы, наоборот — власти города диктуют им свои строгие правила. Вопрос сноса возникает в последнюю очередь или не возникает вовсе, а новая застройка гармонирует с существующей.
Хороший пример — реконструкция квартала бывшего монастыря Лоретт (Lorette) в Мехелене (Бельгия). Его история берёт начало в XIII веке. Два архитектурных бюро комплексно взялись за восстановление памятника, который был на грани разрушения: неоготический кирпичный корпус монастыря превратили в лофты и квартиры, подобным же образом поступили с соседними средневековыми домами. А между памятниками появились новые жилые корпуса с открытым общественным пространством.
Теми же соображениями руководствовалась красноярский архитектор и выпускница СФУ Анастасия Федан в своей дипломной работе.
«Самый красноречивый способ для города поделиться с нами воспоминаниями — это показать свою архитектуру - какой она была 10, 50, 150 лет назад? Какой была городская среда, что хранит улица за нашими окнами? Чем больше историй может рассказать город, тем он интересней и обаятельней. Красноярск постепенно лишается таких рассказов: стираются с карт деревянные улочки Николаевской слободы, старинные усадьбы на Ленина. А значимые места можно и нужно не уничтожать, а адаптировать для современной жизни», — рассказывает Анастасия.
Архитектор предложила новую модель обустройства территории «колчаковских казарм». По её проекту на улице Малиновского остаётся движение для пешеходов и велосипедистов, машины уходят на параллельные улицы. Это превратит квартал в комфортную прогулочную зону и подарит жителям и гостям Красноярска возможность знакомиться с архитектурой прошлого.
Это не первое предложение обустройства военного городка от молодых архитекторов Красноярска. Все работы получают одобрение выпускной комиссии, в том числе и представителей департамента градостроительства, но потом почему-то уходят «в стол».
Как в итоге сложится судьба военного городка, покажет время. Остаётся надеяться, что власти города и края всё же обратят внимание на то, что в погоне за «столичностью» и квадратными метрами Красноярск рискует потерять последние крупицы своей истории.
Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото Алины Ковригиной