Проверять улицы Красноярска с нами отправляется Евгений. Он ничего не видит с рождения, и, как никто другой, знает, как тяжело в Красноярске добираться из точки «А» в точку «Б» без посторонней помощи. За 38 лет жизни вслепую мужчина привык ориентироваться по городу интуитивно — запоминает все повороты, если едет на автобусе, или рельеф тропинок, когда идёт пешком. Но не всегда на оживленных улицах можно надеяться только на себя. Помочь тут должна тактильная плитка на тротуарах. Конечно, если она есть. И если не занесена снегом. Или не покрыта льдом. Но об этом — чуть ниже.
Яркой (чаще жёлтой) рельефной брусчаткой заменяют часть обычного тротуара. Дорожки с точечной разметкой предупреждают о препятствии, с продольной — подсказывают о движении прямо, диагональные — о повороте.
В идеале тактильная разметка должна быть на всех улицах города, где только есть пешеходные тротуары. Это очень важный момент, поэтому зафиксируем его еще раз — плитка должна быть везде, в противном случае эти тротуары исключаются из маршрута слепых или слабовидящих пешеходов. Увы, в реальности сейчас она есть даже не на всех остановках Красноярска.
Вслепую по правому берегу
Наша прогулка начинается с правого берега — от дома Евгения. Остановка «Затон» (проспект «Красноярский рабочий»), через неё проходит 10 автобусов и 4 трамвая, а потому пассажиропоток тут всегда очень большой. Идем с Евгением под руку, чтобы не поскользнуться на обледеневшем тротуаре. Высматриваю тактильную плитку с точками, который должен подсказать слепому: «Стой, тут посадка на общественный транспорт».
Но чуда не случается. Такой плитки здесь нет и не было никогда, объясняет мне мой спутник, и гололёд тут ни при чём. Не заметили мы предупреждающей разметки и на ближайшем пешеходном переходе через главный проспект правобережья.
Соседней остановке «Цирк» повезло больше: здесь положили плитку на подходе к остановке и на ближайших переходах. Правда, разглядеть её под снегом и льдом получится только у зрячих людей, да и то, если они очень постараются.
Неуютный центр
Мы едем в центр Красноярска, ведь именно его считают образцово-показательным в плане доступности. На ремонт проспекта Мира и улицы Ленина в 2018 году ушли тонны новой разноформатной брусчатки и миллионы рублей. Укладку жёлтой тактильной плитки называли одним из основных требований благоустройства. Прошло меньше года — проверяем, как обстоят дела сегодня.
На проспекте Мира дорожки из продольной тактильной плитки встречаются редко, но, как говорит Евгений, большой необходимости в них нет. Тротуар достаточно широкий и ровный, ходить по нему не составляет особого труда. О деревьях на пути предупреждают высокие бордюры вокруг них, которые легко нащупать тростью. Вмешаться может только гололёд.
«В морозы ходить было тяжело, старался особенно не гулять, либо ходил на улицу с женой. Я не знаю, чем коммунальщики посыпают тротуары, но когда недавно стояли морозы, от этой посыпки все превращалось в каток», — рассказывает Евгений.
Практически все пешеходные переходы через проспект Мира снабдили предупреждающей точечной разметкой. Но так же, как и на правом берегу, их не очищают от снега, грязи и льда, поэтому они большую часть года бесполезны для незрячих. Отличный пример того, как благие намерения и здравый смысл стали заложниками у тех, кто отвечает за уборку красноярских улиц.
Лучше дела обстоят на улице Ленина. Тут всё (словно к нашему визиту!) оказалось почищено. Пока подходили к остановке «Главпочтамт», успели оценить ещё и удобные понижения тротуаров в проездах и возле «зебр».
Печальней ситуация на вспомогательных улицах — Парижской Коммуны и Сурикова. Так, возле художественного музея (ул. Парижской Коммуны, 20) дорожка из плитки с продольной разметкой буквально исчезла подо льдом — чистят ее, судя по всему, очень редко.
Недоступная Зелёная роща
С центром Красноярска разобрались, вердикт — зимой слабовидящим туда лучше не соваться. А как же обстоят дела, к примеру, в Зелёной роще? Мы заглянули на остановку «Дворец труда» на улице Тельмана. Сюда Евгений часто ездит со своими товарищами из красноярского общества слепых для выступлений на городских концертах. Проверяем — на остановке тактильной плитки нет, а зимой здесь, по его словам, всегда скользко. На ближайшем светофоре звук очень тихий: из-за шума от машин с проспекта Металлургов я его практически не слышу. Ориентироваться на него крайне трудно. Евгений подтверждает:
«Я не люблю у кого-то просить помощи. Но иногда вмешиваются обстоятельства. Вот, например, не на всех пешеходных переходах есть звуковое оповещение светофоров, либо оно тихое, не для нас, инвалидов. В некоторых местах я могу сориентироваться, потому что помню, сколько горит „зелёный“, в некоторых — их перенастроили, поэтому без посторонних не разберёшься».
По дороге обсуждаем, как обстоят дела в других городах. Евгений не раз был в Санкт-Петербурге и Москве, и уверен, что там с созданием комфортных условий для инвалидов продвинулись дальше и лучше, чем в Красноярске.
Но больше всего его поразила система «умный город» во время недавней поездки в Ижевск. К разметке тротуаров для слабовидящих на всех (а не только на главных) улицах города добавили электронное оповещение на остановках. Громкоговоритель сообщает пассажирам о подошедших маршрутках, перечисляя их по номерам. В Красноярске о таком сервисе пока только говорят.
Готовую модель информирования граждан при помощи электронного сервиса о всех сферах городской жизни презентовали на городском форуме в ноябре. По оценкам властей, Красноярск к нововведениям готов, но окончательно «поумнеет» не раньше, чем через полтора года. И то, если на это найдутся средства.
Весна в помощь
Напоследок Евгений по моей просьбе называет и кое-что хорошее: например, право инвалидов на социальное такси — 10 бесплатных поездок в месяц. Можно теперь и выехать за город: на «Столбах» в прошлом году организовали «Белую тропу» для слабовидящих, удобные настилы и спуски для инвалидов-колясочников.
Очень хочется, говорит Евгений, чтобы тактильную плитку укладывали на тротуарах во всех скверах и парках Красноярска. Пока там устраивают только пандусы, да и то не во всех общественных пространствах.
Зима в Красноярске длится полгода. Мы гуляли по городу в феврале, до аномального и резкого потепления — и тактильная плитка на тротуарах была скрыта под слоем снега и льда. Полгода плитка, на которую потратили миллионы, просто похоронена под снегом. Сейчас, к счастью для чиновников и коммунальщиков, проблема начала отступать сама собой — в город приходит весна. Жаль, что во время долгой зимы коммунальные службы не очищают тротуары и дороги, как следует, а предлагают горожанам самим жаловаться в службу 005 на сугробы и лёд.
Но на что должен жаловаться слепой? На отсутствие плитки, которую он не чувствует под слоем льда? Это полный абсурд.
Весна ещё покажет, как новая тактильная плитка на улицах города пережила первый сезон после ремонта. А пока не оставляйте без внимания тех, кто передвигается на ощупь — подсказывайте путь, помогайте перейти дорогу. Раз до «умного города» нам ещё далеко, давайте постараемся сделать его «добрым».
Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab
фотографии Алины Ковригиной, Анастасии Щепетовой