Починить своими руками
Количество сотрудников: 15 человек.
Направления деятельности: трудовое воспитание и обучение детей, подростков и молодежи (в том числе из социально незащищенных семей) навыкам рабочих специальностей, основам прикладной инженерии для последующего обоснованного выбора будущей профессии.
«Инженерная песочница» появилась не на пустом месте: в красноярском технопарке «Твори-Гора» (о нем Newslab уже подробно рассказывал) в 2017-2018 гг. был придуман и успешно реализован проект «Дежурный дедушка», который получил поддержку Фонда президентских грантов.
«Однажды моя дочь — ей на тот момент было 13 лет, пришла с прогулки расстроенная и рассказала, что ей не с кем кататься на велосипеде: у Вани на велике колесо повело, у Сергея цепь слетела и т. д. Я ответила, что всего-то нужно взять велосипед и отнести к папе в гараж, чтобы он починил. Но дочь пояснила: мама, ты не поняла, велосипед сломан! Дети не знали, что с этим можно сделать, а родители часто просто не хотели возиться, ведь для многих из них проще купить новый велосипед или игрушку, чем ее починить...», — вспоминает директор «Твори-Горы» Юлиана Позолотина.
Наставником для ребят в новой мастерской стал педагог дополнительного образования Евгений Плотников, или просто дядя Женя, как его все называют в «Твори-Горе». Дети вместе с дядей Женей, а часто и с родителями, теперь могли отремонтировать своими руками свою технику: велосипеды, скейты, самокаты, катамараны и многое другое, посетить мастер-класс и собственноручно сделать что-то интересное и полезное из дерева, прийти на экскурсию в мастерскую и познакомиться с инструментом и станками.
После успешного запуска проекта «Дежурный дедушка» руководители «Твори-Горы» пришли к пониманию, что в мастерской можно не только чинить свои вещи и делать что-то для себя, но и помогать другим.
«В тот момент у нас появилось понятие мастерового интеллекта, — рассказывает Юлиана Позолотина. — Важно спросить у себя: мастером чего ты являешься? Что ты можешь сделать, а главное, для кого? Большинство детей, смастеривших своими руками ту же кормушку для шиншилл из „Роева ручья“, впервые выступили в роли благодетеля. Не когда ты просто взял старые вещи или макулатуру и отдал ненужное, а когда потратил свои время и силы».
Так, дети изготовили в мастерской полезные вещи для пенсионеров. Среди нуждающихся была и вдова ветерана Великой Отечественной войны, которая, будучи инвалидом — у нее была ампутирована часть ноги — просила о небольшой табуретке, чтобы можно было стоять, не опираясь на костыли. А кому-то нужна была подставка под трость. Мебельные фабрики брались за такую работу, но запрашивали немалую сумму. Ребята же сделали всё необходимое самостоятельно и затем лично подарили пенсионерам на одной из встреч в «Твори-Горе».
От столярки до 3D-принтеров
Полученный опыт проектной деятельности лег в основу «Инженерной песочницы». Решено было разработать сразу несколько специализаций для будущих учеников.
«Дети, идущие в столярку, кузню или гончарную мастерскую — это совсем разные дети, мечтающие о разных вещах. Поэтому захотелось организовать сразу несколько разных мастерских, сохранив при этом принцип сотворчества: когда совсем маленькие ребята могут делать что-либо вместе с родителями, бабушками и дедушками или старшими братьями и сестрами», — поясняет Юлиана Позолотина.
В сентябре 2018 года проект «Инженерная песочница» был заявлен на конкурс Фонда президентских грантов, где был одобрен экспертами и получил финансирование в размере 15 млн. рублей. Заручившись финансовой поддержкой, в технопарке «Твори-Гора» приступили к оборудованию 6 мастерских: кузнечной, столярной, гончарной, авиамодельной, слесарной и студии 3D-моделирования.
Сам проект будет реализован в три этапа в течение двух лет; первый этап стартовал в феврале этого года. Он включает программу мастер-классов и экспресс-курсов по технологиям — столярное, кузнечное и гончарное дело, авиамоделизм, 3D-моделирование, что позволит познакомиться с различными мастерскими большому количеству ребят.
«На первом этапе ребенок может попробовать свои силы в любой из шести мастерских и выбрать то, что ему интересно, — рассказывает директор „Твори-Горы“. — Наш преподаватель всегда подскажет, направит и даст совет. На втором ребята делают что-то полезное, то, что они в дальнейшем смогут подарить — это своего рода социальный заказ. И, наконец, третий этап — это совместная работа над проектом, где объединяются различные навыки, техники и умения. И этот проект также должен быть полезен — для города или отдельных категорий населения. Реальный пример: разработка и создание в слесарной мастерской электрического блока управления инвалидной коляской. Он позволит управлять коляской с помощью одних лишь пальцев, прилагая минимум усилий».
Смета и смекалка
Занятия в «Инженерной песочнице», рассказывают авторы проекта, не ограничиваются изобретательской деятельностью и овладением тем или иным мастерством: важно, чтобы дети умели наперед просчитывать практическую пользу — применимость того, что они делают, в реальной жизни. А заодно учились составлять смету на предстоящую работу.
«Участники проекта пройдут путь от идеи до реализации проекта, а значит, научатся понимать, сколько он будет стоить. В реальной жизни бюджет чаще всего ограничен, поэтому нужно уметь договариваться между собой, распределять зоны ответственности и выбирать оптимальное решение относительно затраченных усилий и необходимых в работе материалов», — подчеркивает куратор «Инженерной песочницы» Наталья Беляцкая.
На сегодняшний день в «Инженерной песочнице» уже побывали больше 200 детей. Всего же проект сможет принять не меньше 1200 учеников в возрасте от 10 до 17 лет. Некоторые участники «Песочницы», начав с одной мастерской, выбрали затем другое направление.
«Сначала я пришла в гончарную мастерскую и там было довольно интересно, но на втором занятии мне предложили попробовать авиамоделизм, так что пошла туда и это меня увлекло. Раньше думала, что самолеты — только для мальчишек, да и в группе сейчас я лишь одна девочка, но счастлива, что сделала такой выбор. Мне это близко, сейчас я уже самостоятельно работаю над очередной моделью самолета», — делится впечатлениями 11-летняя Мария.
А кто-то из ребят уже давно занимается одним любимым делом. Александр — ему тоже 11 лет, предпочитает работать с деревом:
«Когда мне было 6 лет, я видел, как мой дедушка постоянно что-то мастерит из дерева, чинит, вот я этим и заинтересовался. На одном из конкурсов занял второе место — сделал деревянный автомат ППШ. Сейчас в столярной мастерской я занимаюсь реставрацией стульев: очищаю их от старой краски, ремонтирую, а затем покрываю лаком. В будущем хочу открыть собственную мастерскую».
Как рассказали руководители проекта, авторские работы участников — научные игрушки, средства для улучшения быта инвалидов, изделия для улучшения экологии города — будут представлены на выставке «Сделал сам!» просветительского семейного фестиваля «СемьяФест» в сентябре 2019 года.
Занятия в рамках проекта «Инженерная песочница» бесплатные. Для участия необходимо зарегистрироваться в группе проекта, регистрация открывается за неделю до очередного мастер-класса. Узнать дополнительную информацию можно по тел: 8 (913) 578-60-68.
Богдан Богданов специально для интернет-газеты Newslab,
фото: Алины Ковригиной