Как родилась идея?
О присоединении к зданию Красноярского художественного музея имени Сурикова на улице Парижской Коммуны, 20 ещё одного исторического объекта — пустующего дома № 22 начали задумываться ещё в 2013 году. На тот момент оно было в федеральной собственности, что и связывало руки. Оба здания в XIX и XX веках построила известная красноярская династия Гадаловых.
Вопрос решили лишь в ноябре 2017 года — дому № 22 присвоили статус культурного наследия регионального уровня, а соседний музей наделили правом оперативного управления им. Тогда Фонд развития художественного музея имени Сурикова и занялся подготовкой проекта «Музейного квартала».
Место, где хотят разместить музейный комплекс:
«Подобный опыт объединения памятников истории для их сохранения и создания культурных и музейных пространств практикуют в Москве — Пушкинский музейный квартал, Екатеринбурге, Омске и на Дальнем Востоке. Так называемый „Музейный квартал“ в Красноярске станет площадкой для художественных экспозиций творцов из разных уголков мира и местом крупных культурных мероприятий города и края», — рассказал директор Красноярского художественного музея имени Сурикова, один из разработчиков идеи «Музейного квартала» Владимир Лузан.
Это уже третий проект по сохранению архитектурного наследия Красноярска. Сейчас идёт реставрация «Исторического квартала», в который входят дома на Горького, Ленина и Карла Маркса. А снесенные в 2018 году усадьбы в районе улиц Марковского, Вейнбаума, Ленина и Перенсона планируют восстанавливать в рамках так называемого «Казачьего квартала». Правда вокруг последнего проекта в последнее время возникает немало скандалов и споров — стало известно о строительстве там многоэтажки.
Что включит в себя «Музейный квартал»?
Новый музейный комплекс, по задумке авторов идеи, должен стать «сердцем художественной жизни края»:
- выставочные площади для приёма зарубежных экспозиций;
- пространство для проведения крупных культурных мероприятий (150 — 200 мест);
- культурно-выставочный центр Государственного Русского музея (Санкт-Петербург);
- творческие мастерские художников;
- площадка для симпозиумов;
- современная библиотека;
- фондохранилище музейных предметов;
- открытые музейные дворики для отдыха посетителей;
- научно-исследовательский музейный центр;
- центр реставрации и консервации музейных предметов;
- центр экспертизы изобразительного искусства.
На данный момент в фондохранилище музея порядка 16 тысяч экспонатов, большую часть которых не показывают из-за отсутствия площадей. В процессе реставрации обоих зданий планируется освоение подвалов и внутренних дворов для выставок и лекториев — всего около 4000 м² дополнительной площади.
Что получится в итоге и когда?
Эскизы проекта появились на сайте Фонда в декабре 2018 года. Официальная презентация проекта «Музейного квартала» состоялась накануне, 16 мая. Обсудить проект «Музейного квартала», чтобы учесть все важные нюансы при его запуске, пригласили активистов Красноярска, архитекторов, краевых властей и работников культуры.
«Нужно уходить от классической модели музея. Эти рамки давят на принципы и проектирования, и организации дальнейшей работы с людьми. Не нужно бояться широких современных форматов. Это давно практикуют на западе, когда посетители выстраиваются в очереди, чтобы не только посмотреть на предметы искусства, но и поужинать в отличном ресторане в том же здании с красивым видом из окна, послушать там музыку. Музеи перестают быть музеями, библиотеки — библиотеками, и это нужно учитывать», — предложил директор по развитию медиагруппы «Прима» Илья Сураев.
С небес на землю
Как оказалось, эскизы, что сейчас гуляют по интернету (именно они приведены выше по тексту) — это просто фантазия молодых архитекторов, которая не имеет никакого отношения к реальности. Так Фонд пытался «визуализировать концепцию», пояснил Владимир Лузан. Эта реплика вызвала оживленную дискуссию — вопрос архитектуры, а тем более с учётом реставрации обоих памятников культурного наследия, не может стоять на последнем месте, заявили присутствующие.
«Если не продумать правильную методику в архитектурном образе, то мы получим очередной объект, от которого люди будут шарахаться. С этого стоит начинать, а только потом выстраивать остальные процессы в комплексе», — подчеркнул красноярский архитектор Евгений Зыков.
Охладил пыл размечтавшихся музейщиков и заместитель руководителя службы по охране культурного наследия Красноярского края Юрий Тихонович, который напомнил участникам дискуссии, что оба здания на улице Парижской Коммуны нельзя реставрировать и как-либо перестраивать без строгого соблюдения законодательства. Они попадают под госохрану.
К сожалению, вопросов к «Музейному кварталу» пока гораздо больше, чем ответов. Когда именно приступят к реализации проекта, пока не ясно. Сколько он будет стоить и кто его профинансирует — тоже загадка. Представители Фонда планируют доработать концепцию квартала с учётом всех предложений горожан и объявить конкурс для проектировщиков ближе к сентябрю.
Автор текста и фото Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab