Куда лучше звонить — 101 или 112?
По номеру 101 мы принимаем все звонки. Абсолютно все: пожары, обрушения, взрывы, пропавшие люди, травмы, ДТП. Иногда звонят и те, кто просто не знает, в какую службу ему обратиться. Даже если звонок нас совершенно не касается, мы не можем сказать, что это не наша компетенция и положить трубку. Мы реагируем на все ситуации — или сами выезжаем, или передаем информацию коллегам.
Если мобильный — номер 101 или 112
Также по всей стране работает и общий номер экстренных служб 112 (аналог зарубежного 911). Диспетчер по нему выслушивает человека и после этого определяет, какой службе его передать — скорой, пожарным или полиции.
На центральном пункте связи пожарной службы Красноярска ежедневно в смену на сутки выходит 5 человек. Этого достаточно, чтобы принять вызовы по телефону 101 со всего миллионного города. В сутки нам поступает до 1000 сообщений (при этом количество звонков не равно количество пожаров — порой об одном происшествии сообщают десятки человек — прим.).
Главное — услышать адрес
Самое главное, что нам надо услышать от звонящего — адрес. Девочки-диспетчеры, принимая вызов, всю информацию проговаривают вслух и громко. Как только они назвали адрес и что именно горит, я могу сразу туда отправить пожарных. Благодаря этому между сообщением от свидетелей и выездом машин проходят считанные секунды. Диспетчер продолжает разговор, чтобы узнать все подробности, а я, на основе его слов, принимаю решение о том, сколько экипажей поедут и какая еще техника нужна.
Порой позвонив, люди теряются, не могут сообщить необходимые сведения. Бывает так, что они и адрес даже не знают — чужой район, таблички на доме нет. Тогда мы начинаем говорить с человеком, успокаиваем, просим рассказать, что он видит перед собой. А сами открываем карту и пытаемся по ней вычислить, вывести человека на то, чтобы он вспомнил ориентиры. Когда он понимает, что его слышат, то выходит из ступора и дает необходимые сведения.
Данные звонящего мы берем не всегда. Хочет — говорит, не хочет — не настаиваем. Но объясняем, что иногда нужно что-то уточнить, понять, туда ли мы едем. Телефон при этом определяется автоматически, а вот местоположение мы не можем узнать, такой аппаратуры нет.
Опасные места Красноярска
О пожаре не всегда сообщает тот, кто находится ближе всего к месту происшествия. Иногда звонки поступают от людей, которые просто видят дым с дороги или из окна дома, без точной привязки к месту. А бывает так, что люди не звонят пожарным, уверенные, что это сделает кто-то другой, кто находится ближе.
Полезность звонка будет зависеть от того, насколько точно человек может определить место происшествия и насколько велика угроза распространения огня. Например, на сообщение о дыме в районе частных домов около Качи мы сразу отправим машину, так как там плотная застройка. Или дачники видят дым на горе напротив своего поселка, звонят нам, и мы выезжаем, хотя там может и не быть точного адреса.
А вот если вы видите пожар, например, с Татышева где-то по берегу за «Июнем», то не факт, что мы сразу отправим пожарных без точного адреса. Потому что увидеть оттуда можно слишком большой участок — от стройки за ТРЦ до проспекта Ульяновского. Куда именно ехать? Мы не забудем про этот звонок, но подождем еще хотя бы одного сообщения.
Вообще, ситуации с вызовами бывают разные. Однажды я приняла звонок о том, что в подъезде небольшое задымление. Когда пожарные приехали, оказалось, что горит квартира. Пришлось им тушить пожар, людей спасать. А бывает наоборот — поступает миллион звонков, а горят всего лишь покрышки на пустыре. В любом случае, мы учитываем все звонки и реагируем на них.
Ложные вызовы
Сейчас пожароопасный период, поэтому за день может поступить около 1000 звонков. Около половины из всех сообщений о пожарах оказываются ложными. Но злостных шуток — а их чаще всего устраивают дети — не больше 15-25 в день. Остальные «ложные» звонки от нашего бдительного населения: пар увидели из подвала, у соседей пригорело что-то на плите, машина перегрелась на дороге...
Удивляет, когда слышишь, что человек не сообщил о пожаре, потому что «вдруг потом накажут или платить заставят за ложный вызов». Не надо так! Если ты видишь что-то подозрительное — всегда лучше позвонить. Пусть пожарные проверят, ведь мы для этого и существуем.
«Кругом одни знатоки»
Каждый пожар мы — диспетчеры и радиотелефонисты — проживаем вместе с пожарными. И так же как и они подвергаемся нападкам «знатоков». Они могут позвонить и сказать: «Тут целый дом горит — я же сказал тебе об этом, а ты только одну машину отправила! Они не справляются, присылай еще три!». И на этом не успокаиваются, идут «помогать» ребятам-пожарным...
Звонки с благодарностью тоже бывают, но намного реже. Хорошо, если 1 из 10 отзывов положительный, остальное — сами понимаете, что. В общем, за сутки порой слышишь о себе столько неприятного! Поначалу это сложно, но с опытом приходит умение воспринимать только ту информацию, которая важна. Остальное пропускаем мимо ушей.
Беседовала Анна Кравченко специально для интернет-газеты Newslab