Собираемся вместе с участниками необычного велопробега у проходной завода. Перекличка по списку, а дальше самое важное — инструктаж по технике безопасности. На алюминиевом заводе действуют жёсткие регламенты, нарушать которые нельзя ни работникам, ни гостям. Для нас не сделали исключения — каждый получил специальный комплект «защиты» — каски с фонариками, куртки со светоотражающими полосами, респираторы, очки, перчатки и аудиогиды с наушниками.
«Интересно посмотреть, как работает такое большое предприятие. Приехал с друзьями совместить познавательное с полезным. Раз на велосипедах — это уже целая спортивная тренировка получается, — рассказывает инженер-строитель из Красноярска Артём Безроднов в ожидании старта.
Прогулка по корпусам знаменитого завода начинается. Мы выдвигаемся с работниками РУСАЛа под голос аудиогида Аlеси: «Красноярский алюминиевый завод основан в 1964 году, он потребляет 70 % энергии, вырабатываемой Красноярской ГЭС».
Пока добираемся до первой точки маршрута, узнаём, что алюминий встречается почти всюду: в самолетостроении, технике, при изготовлении автомобилей и велосипедов, на которых мы, кстати, и едем.
На заводе Красноярска производят алюминий высокой чистоты. Содержание примесей в нём не более 0,001 %. Такой сверхчистый металл используют в ракетостроении и электронике. В каждом iPhone тоже есть немного русаловского алюминия — около 25 граммов.
Добираемся до одного из электролизных корпусов. Здесь работают только мужчины, потому что требуется особая выносливость и серьёзная физическая сила. С порога понимаем, что будет горячо жарко — очки начинают запотевать. А ведь нас предупреждали: Температура плавления получения алюминия в процессе электролиза близка к 1 000 градусов. Не сдаёмся и подходим к электролизёру.
Полученный в процессе электролиза алюминий в специальных ковшах отправляют на доработку в литейное отделение. Транспортируют его в ковшах по 5 тонн металла в каждом. Самым завораживающим многие участники экскурсии посчитали как раз процесс производства слитков из алюминия, за этим удалось проследить в литейном цехе отделении.
Чтобы проводить на заводе газоочистку, функционирует огромная система. На заводе действует большая система газоочистных установок. У каждой установки — свой пульт управления. Пульт управления находится в специальном помещении с компьютерами, На экраны выводится вся оперативная информация. Директор по экологии завода поясняет, газоочистка работает круглосуточно, а у каждой приспособления установки есть дублёр на случай выхода из строя основной.
Ежедневно специалисты-экологи, которыми в основном трудятся девушки, берут больше 40 проб воздуха, воды и почвы на территории завода, чтобы далее исследовать их в санитарно-промышленной лаборатории КрАЗа. Пример забора воздуха на анализ показали нам на одной из заводских улиц. На данный момент всё в норме.
Когда налобный фонарик пришлось включить на полную мощность, мы поняли, экскурсия близится к концу.
«Размеры КрАЗа невероятно впечатляют. Это целый город внутри Красноярска. Хоть моя профессия и никак не связана с производством, было очень интересно прикоснуться к производству алюминия, увидеть всё своими глазами. Как металл плавят огромные печи, как получаются в итоге идеальные по форме слитки. Отличный вечер пятницы», — рассказывает инструктор по йоге Лилия Атаманова, приехавшая на велоэкскурсию вместе с мужем.
Напоследок нас угощают свежими булочками из кондитерского цеха предприятия и показывают коллекцию ценностей музея РУСАЛа.
А мы, в свою очередь, не забываем сделать общую фотографию на память и договориться о новом интересном пробеге.
Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab