«Било током, но я продолжал копаться в приборах»
Родился я в Новоангарске Мотыгинского района, а учился в школе-интернате Абакана. С детства техника, механизмы и компьютеры были моей страстью. На ощупь разбирал приборы с высоким напряжением, пытался придумать из них что-то своё, порой даже током било. Меня это не волновало, своё хобби я бросать не собирался, а вот родители нервничали. Среди родственников на инженеров никто не учился, получить образование в крае по этой стезе мне, незрячему, на тот момент было невозможно. В 2000 году переехал в Красноярск, окончил здесь медицинский колледж. После этого 8 лет проработал массажистом в Красноярской краевой больнице. В 2006 году на общей волне я стал активно осваивать интернет.
— Наткнулся на управляемый выключатель, решил попробовать и заказал его в интернете. Благо уже были свои деньги от работы в больнице. Второй покупкой стала розетка, которая очень забавно запускалась — от свистульки или другого громкого звука. Но это так, баловство, и я решил, что пора уже браться за серьёзные вещи, объединять всё в систему. Тем более, как раз тогда появилась модель «Умного дома» — жилья, где можно управлять всеми коммуникациями и приборами.
Заказал зарубежную мини-систему с контроллером и долго возился с инструкцией — английский я знал отвратительно. После битвы с различными электронными переводчиками, по собственным догадкам подключил к ней всё в своей квартире — от освещения, водоснабжения и климата до дверей, окон и электроприборов. Но и это был пока не «умный», а всего лишь управляемый дом.
К 2014 году появился русский аналог моей системы, более сложный, со специальным программированием. Я понял, что теперь точно не справлюсь сам — нужно учиться. Так я поступил в Институт космических и информационных технологий СФУ (к этому моменту курсы сделали доступными для слепых).
Благодаря полученным знаниям, я наконец организовал управление своей квартирой через компьютер и приложение на смартфоне. Код для программы прописывал сам. Диплом в вузе, кстати, тоже защищал по теме приспособления жилья для людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Почему-то у многих в голове устоялось мнение, что «Умный дом» — это прерогатива богатых людей, просто их странная прихоть. Но на самом деле, такая организация быта в первую очередь необходима инвалидам и маломобильным пожилым людям. Самые простейшие модули хотя бы на розетки стоят около 500 рублей каждая, а моя система уже очень сложная и стоит порядка 70 тыс. рублей. Я много раз предлагал органам соцзащиты реализовать мои идеи, но пока всё упирается в финансы.
Сергей постоянно совершенствуют свою систему. Рассказывает, что сейчас он с девушкой готовится к переезду в другую квартиру, поэтому все придётся устанавливать заново. Но зато есть план подключить новую функцию — контроль напряжения на разных розетках. Это позволит экономить электричество и повысить их безопасность.
«Пустите инвалидов в ресторан!»
Сейчас Сергей работает ведущим специалистом по внедрению информационных систем в Специальной библиотеке Красноярска (ул. Свердловская, 53а). Там он печатает книги, этикетки и таблички на здания для незрячих на шрифте Брайля, проводит экспертизу аудиокниг.
Поездка в Москву на очередные учебные курсы натолкнула его на мысль, что в Красноярске не хватает особого сервиса для незрячих в заведениях общепита:
— В столице в одном из кафе мне предложили меню, напечатанное шрифтом Брайля. Порадовало, что я мог самостоятельно изучить ассортимент и сделать заказ. Задумался, почему бы не сделать такое в Красноярске? Ведь инвалиды по зрению, как и обычные люди, так же гуляют по городу, посещают общественные места и заведения общественного питания. В Красноярске мы обсудили это со специалистами соцзащиты и красноярцами с особыми потребностями. Потом предложили идею красноярскому ресторатору, директору группы компаний Bellini Group Анатолию Ващенко. И он её поддержал.
Пока изготовили шесть экземпляров меню для пиццерии «Перцы» на ул. Пушкина, 32, скоро появится тактильный план, который поможет слабовидящим ориентироваться внутри. На сегодня это единственное заведение в городе, адаптированное для слабовидящих, но и это уже серьёзный шаг вперед.
— Конкретно мы, незрячие, в отличие от колясочников, попадаем куда угодно, но что нам там делать дальше? Сопровождение всё равно необходимо. Будь это электронный помощник, тактильные дорожки, план, навигация или сотрудник заведения. Очень часто бизнесмены готовы приспособить свои заведения, но не знают, как именно. Я просто оказался немного упорнее, дал наводку предпринимателям по двум моментам — чтобы это было просто и дешево для них, и в то же время полезно для нас — инвалидов.
«Спросите у нас, удобно ли здесь жить?»
Всего в Красноярске проживает 2 390 людей с инвалидностью по зрению, 152 из них — дети. Формирование доступной среды в городе активно проходит с 2017 года. При дорожных работах перед подрядчиками одним из обязательных условий ставят занижение бордюров в ноль. Сергей активно участвует в экспертизе и приёмке таких работ.
— Город меняется — это заметно и приятно. Но почему-то до сих пор многие требования доступности власти понимают буквально. Раньше были чересчур высокие бордюры. Теперь их занизили не только на пешеходных переходах, но до такой степени, что добавили сложностей слепым. Везде, где тактильной плитки нет, мы ориентируемся как раз на эти барьеры, чтобы не выйти на проезжую часть. Стараемся объяснять это властям на стадии ремонта, но иногда приходится жаловаться, когда работы уже сдали.
Сделать Красноярск лучшим городом для жизни может любой, начав с себя. Сергей не может, как мы, оценить что-то глазами, но с завидным упорством помогает властям своими идеями и бесценным опытом. А ещё незрячий красноярец не теряет надежды в будущем создать компанию по продвижению решений «Умного дома» — чтобы сервис стал доступным и понятным для людей, которым это необходимо.
Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab,
фотографии Александра Гребенникова, администрации Красноярска