Для тех, кто не в курсе
Каждый год в Красноярском крае небольшой город Канск с численностью населения меньше 90 тысяч человек на недельку превращается в центр культурных событий. 18 лет назад организаторы придумали проводить свой видеофестиваль в городе, чье имя созвучно с известными Каннами, но далеком от его длинных красных дорожек.
Так зародился фестиваль, на котором самые оригинальные, отчаянные, а порой дикие творцы представляли свои работы. Спустя время к видеопрограмме добавилась литературная составляющая — так появился литфест «Зазубрина». Всю дорогу фестиваль сопровождали перформансы, показы и просто яркие акции на улицах Канска.
В 2019 году организаторы разделили все происходящее на три больших блока:
- художественный (с фотовыставками, инсталляциями на улицах и сооружением новых арт-объектов на улицах),
- литературный (читки стихов, перформансы, занятия и мастер-классы)
- видеочасть (здесь все традиционно — короткометражное кино, жюри, показы, главная статуэтка в виде секатора уезжает к победителю).
Что здесь вообще происходит?
Посещать все-все мероприятия фестиваля с первого дня не так обязательно: программа довольно размазана по неделе и первые дни интересны, в основном, посвященным. С начала недели проходит подготовка к разного рода выступлениям и перформансам, художники развешивают по стенам Краеведческого музея свои работы, а участники литературной части обсуждают, что покажут зрителям «на десерт». Все самое главное происходит в последние три дня и обычно это выходные или около того.
Любопытным оказалось выступление поэта Андрея Родионова. Со сцены он декламировал свои творения, а помогал ему бывший музыкант групп «Елочные игрушки» и СБПЧ Александр Зайцев. Чтобы вы понимали, о какого рода стихах идет речь, вот вам кусочек.
Забавно, что зрители, в основном, не очень понимали смысл услышанного.
«Я пытаюсь понять, что-то другие люди объясняют. Но ведь главное — это энергия. Посыл, который со сцены идет. Я это чувствую, я этим напитываюсь», — рассказал один из пришедших послушать именитых чтецов.
Как это бывает каждый год, по всему Канску выросли разнообразные инсталляции. Например, на надземном переходе железнодорожного вокзала города появилась надпись «Восток-Запад». Огромные красные и синие буквы символизируют артерию — внутри она красная, а снаружи — синяя. Правда, расшифровать это значение получается не сразу, зато пофотографироваться можно.
Возле дома писателя-революционера Зазубрина вкопали столб с очевидной надписью «Дом писателя Зазубрина», обозначив место как памятное и историческое. Красноярские уличные художники сделали пару объектов в городе. Например, на «спине» канского молодежного центра теперь красуется надпись «Хоть на стену лезь».
В предпоследний вечер прошло, собственно то, для чего и затевался весь этот фестиваль — показ конкурсных видеоработ. 21 короткометражную картину из разных стран мира разбили на три части и показывали подряд с 9 вечера до почти 3 часов утра. Пожалуй, этот показ стал главным, самым интересным и запоминающимся событием фестиваля.
Победители распределились следующим образом: третье место — французская короткометражка «Насыщение». Второе место «Выбывалки» (также производства Франции). «Лучшим российским фильмом» (номинация присуждается, если среди фильмов-победителей нет работ из России) стала «Дорога в Болливуд» Олега Блинова. Приз прессы завоевала российская короткометражка «Мой сосед Алексей Бородин». Главный приз Канского видеофестиваля «Золотой пальмовый секатор» получила работа «Operation Jane Walk» Робина Кленгела и Леонарда Мюльнера (Австрия).
Часть из этих короткометражек вы легко можете найти в сети.
«Кому-то нра, кому-то не нра....»
Одна из главных проблем Канского фестиваля — отсутствие поддержки, а иногда даже и препятствование проведению фестиваля со стороны местных властей. Еще бы: ну какому управлению культуры малюсенького городка понравятся матерные и путаные стихи со сцены или взрослый мужик в колготках, бегающий по лестницам городского молодежного центра. Правильно — никакому. За 18 лет было многое — арт-объекты жгли, ломали, участников много раз обзывали и выгоняли, доходило до того, что фестиваль и вовсе грозились перенести в Москву.
Но в этом году (напомним, в Канске не так давно сменился мэр) вроде как фестиваль и город сели за стол переговоров.
«Очень символично, что фестиваль стал взрослым, совершеннолетним. Наши отношения были далеки от идеала, но сейчас мы идем к взаимопониманию, ведем эту работу. Город многое делает для распространения информации о мероприятиях фестиваля, о программе. В следующем году, я уверена, будет еще лучше. Что касается восприятия горожанами фестиваля, я могу сказать про любые мероприятия: это такая штука, которая кому-то нра, кому-то не нра. То есть это всегда было, есть и будет, и абсолютно нормально, что кому-то это не нравится», — считает заместитель мэра Канска Юлия Ломова.
Несмотря на это, пока ходить на мероприятия фестиваля у канских чиновников не получается — за все время там не видели никого из мэрии.
Между тем, примеры того, как одно событие превращает город в легенду, есть даже в Красноярском крае. Енисейск прославился своим 400-летием, Шушенское — МИРом Сибири, во многих городах просто есть, чем похвастаться перед туристами. И пока мэрия Канска отчаянно кричала «За что нам все это?», Канский фестиваль делал для этого города многое: худо-бедно привлекал туристов, которые заполняли не самые шикарные гостиницы и оставляли деньги в не самых мишленовских столовых, катал фестиваль по миру и хоть как-то обозначал Канск на глобусе, а также приглашал в город действительно хороших художников, культурологов и искусствоведов. И главное — делал все это абсолютно бесплатно для горожан.
Да, путаные стихи и странная музыка не всегда понятны и более того — даже не всегда приятны. Но Канск, скажи, есть ли у тебя что-то еще в культуре, за чем к тебе поедут люди из других городов и стран? Вряд ли...
Нужно ли проводить видеофестиваль в Канске? Зачем он там и о чем? Однозначно на эти вопросы ответить сложно. Нужно ли на него ездить и есть ли там что-то интересное? Определенно да, хотя бы разочек там побывать стоит. Хотя бы для того, чтобы не было, как в известной истории: «Не читал, но осуждаю».
Валя Котляр специально для интернет-газеты Newslab.