Гендиректор строительной группы СМ.СИТИ Александр Коропачинский: «К 2022 году количество застройщиков в Красноярске сократится в разы»
О ситуации на рынке. В течение 2020-2021 годов красноярский рынок жилищного строительства ждут глобальные перемены, которые будут заключаться в сокращении количества компаний-застройщиков. Это сокращение не на 10 и даже не на 50 процентов, а в разы.
Есть основания полагать, что останется не более 15 компаний, при том, что сейчас, по разным оценкам, их насчитывается от 70 до 120.
Ситуация такова, что порядка 80-90% всех застройщиков до сегодняшнего момента работали без поддержки в виде банковского финансирования, направляя на строительство исключительно деньги дольщиков. Ужесточение закона о долевом строительстве с 1 июля этого года отрезало девелоперов от этих средств, а банки при отсутствии кредитной истории денег не дадут. Это очевидно, поскольку речь о кредитах в сотни миллионов рублей. Для понимания — среднестатистический 5-подъездный дом обходится застройщику в 500-600 млн рублей.
Соответственно, останутся только те, кто сегодня уже работает с банками (а таких компаний в Красноярске я знаю не больше восьми), и те, кто сможет соответствовать финансовым критериям банков, но это тоже единицы.
Компании, которые уйдут — случайные игроки, зашедшие на рынок, когда законодательство было чрезмерно лояльным.
Принятый закон — абсолютно в правильном русле. Сожалею, что его не было 5-6 лет назад — мы бы имели на сегодня гораздо меньше обманутых дольщиков.
Другой вопрос — это ожидаемое превышение спроса над предложением. Условия будет диктовать продавец, при этом увеличится себестоимость жилья, поскольку заемные средства, в отличие от средств дольщиков, стоят для застройщика денег.
Но, надеюсь, за 3-4 года баланс спроса и предложения восстановится.
О собственном бизнесе. В ноябре этого года будет 10 лет с момента сдачи первого дома на «Южном берегу». Когда мы только начинали, никто из застройщиков в Красноярске не создавал среду. Было так: вот дом, подъезд, клумба, песочница — что ещё надо?
Мы решили предлагать дворовое пространство, которое соответствует совершенно другим стандартам и принципам. Это, в том числе, квартальная застройка и четкое разделение общественного и личного пространств. Второе — микрорайон не должен быть спальным. Если не сделать на первых этажах общественных помещений, не предложить какой-то сервис в виде магазинчиков, кафе, офисов и прочего, то мы получим пустое, мертвое пространство.
Третий принцип — беспороговая среда. Помещения первых этажей не должны быть отделены от пешехода бордюром. Представьте тротуар, который идет вдоль витрин заведений, где вечерами горит свет, сидят люди, играет музыка, и представьте прогулку вдоль первых этажей среднестатистической панельной многоэтажки.
По сути, мы основывались всего на 4-5 принципах и ничего нового не изобрели. То, что город не должен быть моноцентричным, а иметь несколько центров притяжения людей, где в приоритете пешие прогулки, высокое качество жизни и комфорт, описывает теория нового урбанизма, появившаяся в Америке ещё в начале 80-х годов.
Вопрос только в том, как это правильно реализовать и продать. Сейчас квадратный метр на «Южном берегу» стоит дороже, чем где-либо в Красноярске, но угрызений совести у меня нет. Первые три года мы осознанно работали с убытком, предыдущие 6-7 лет — в ноль. Среда уже создавалась, но квартиры продавались очень недорого — 41-42 тысячи рублей за «квадрат» в то время, когда наши коллеги продавали за 48 тысяч.
В 2014-2015 годах, когда мы завершали вторую очередь, люди уже понимали, что такое среда, а застройщики, даже те, кто придерживался панельного домостроения, социалистических технологий, пошли по похожему пути. Без среды покупать квартиры красноярцы уже не хотят и речь не только о состоятельных горожанах.
Директор по развитию компании доставки суши и роллов «Оригами» Дмитрий Коробов: «Привлекать клиентов низкой ценой — это тупик»
О собственном бизнесе. У «Оригами» среди красноярских компаний по доставке роллов на сегодня самое большое количество заказов и второе в целом на рынке — крупнее только «Перцы».
Возник бизнес 10 лет назад почти случайно по инициативе моего родственника, который изначально занимался строительством. У него в бригаде работал бывший повар кафе японской кухни из Питера, который и разработал наше первое меню. Амбициозных планов мы не ставили и открыли филиал площадью 12 «квадратов» в не самом проходном месте на правом берегу. Было тяжело, первое время зарплату я получал раз в месяца три, что-то около 10 тысяч рублей. Все деньги уходили на продукты и заплаты сотрудников. Позже мы сменили локацию на более удачную и постепенно пришли к первому солидному обороту — миллион в месяц. Прибыли по-прежнему почти не было, но дело уже стало более-менее само себя поддерживать.
В то время в целом по рынку сервис был настолько плохо развит, что сайт был у пары компаний, а доставка в отдаленные районы, например, в Академгородок составляла 3-4 часа, и клиенты готовы были столько ждать. Тогда возникла идея открыть второй филиал в Октябрьском районе, который помог нам за считанные месяцы прирасти почти в два раза.
Где-то на седьмом году постоянной работы, когда у нас было уже 5 филиалов, максимально понятный для клиентов сайт, хороший сервис и стабильное качество, мы, наконец, почувствовали себя большой уверенной в себе компанией.
О ситуации на рынке. Сейчас сегмент насытился, и он больше не растет, как раньше. Рентабельность по красноярскому рынку доставки невысокая — в районе 10%. Каждый рубль надо считать. К тому же очень сильно всех игроков подкосили санкции и кризис 2014 года. До этого за килограмм лосося мы отдавали 300 рублей, а после запрета на ввоз и скачка доллара — 1000-1100 рублей. Нам сильно помогло то, что в докризисный период мы все деньги вкладывали в развитие, открывали новые филиалы, работали над сервисом, и у нас образовалась большая база лояльной аудитории. Тем не менее, без повышения цены обойтись было нельзя, спрос падал, но мы по максимуму урезали расходы, оставив только две основные статьи — оплата труда и сырье. Это позволило пережить сложные времена без особых потерь. Но не все смогли адаптироваться, многие крупные игроки сильно откатились назад.
В сегодняшних условиях мы продаем роллы по средней цене. Если смотреть на красноярский рынок, почти все сравнительно крупные игроки придерживаются похожей ценовой политики. В то же время у нас присутствует один премиум-игрок с роллами от 400-450 рублей и демпингующие доставки, которые за те же 450 рублей продают не порцию, а килограмм роллов.
Но конкурировать по цене — это тупик. В Красноярске есть много примеров компаний, которые на заемные деньги выходили на рынок, предоставляли минимальный сервис, при этом делали цены ниже, чем у всех, и ждали клиентов. И люди к ним перетекали, но такая восприимчивая к цене аудитория постоянно уходит к кому-то другому, и бороться за неё слишком тяжело. Поэтому интереснее делать акцент на аудиторию, которой важнее качество, скорость доставки, вежливое обращение операторов, привлекательность упаковки. Если всё это объединить, люди готовы платить и возвращаться. У нас всего 20% клиентов в месяц — новые, остальные пришли повторно, потому что ценят качество.
Если говорить о перспективах рынка, не думаю, что роллы и пицца могут скоро надоесть. Мы пробовали заходить в китайскую кухню, но не удачно — люди не понимают и не едят эту еду, а суши — это уже почти как оливье на Новый год. Поэтому, я думаю, что рынок доставки продолжит успешно существовать в Красноярске, хотя, возможно, будет трансформироваться с появлением агрегаторов и Dark kitchen (рестораны, работающие только на доставку — прим.ред).
Председатель совета директоров клиники «Бионика» Талех Махмудов: «Услуги частной медицины в России значительно ниже, если сравнивать с Западом»
О ситуации на рынке. «Медицинский бизнес очень интересный, но сложный с финансовой точки зрения. В этой сфере надо не только успевать за сегодняшним днем, постоянно следить за новыми технологиями, но и заглядывать в завтрашний — регулярно обновлять оборудование, обучать врачей.
Это всё требует больших расходов. При сегодняшнем курсе валют, например, аппарат УЗИ последнего поколения стоит порядка 6,5 миллионов рублей. Поэтому услуги частной медицины не могут быть дешевыми, хотя в российских клиниках цены значительно ниже, если сравнивать с Западом.
При этом сейчас не всё так плохо в государственных медучреждениях, взять хотя бы онкологический центр — там очень современное оборудование. Может, в России не так развит сервис и культура общения с пациентами — это уже другой разговор. Но в целом, я считаю, медицина у нас на достойном уровне.
Кол-во сотрудников: 180 врачей и 200 человек прочего персонала.
За год обслуживает 150 тысяч красноярцев и жителей края.
Самыми востребованными у красноярцев остаются акушерство и гинекология, неврология, кардиология, эндокринология, ортопедия и травматология. Всё большей популярностью пользуется направление эстетической пластической хирургии. Вообще пациенты стараются идти к конкретному, «своему» специалисту и готовы переходить за ним из клиники в клинику. В «Бионике» врачи следуют определенному стандарту лечения, принятому Министерством здравоохранения РФ. Это гарантирует максимально полное и качественное лечение. В США, для примера, четко следуют стандартам, и если пациента лечили, отклонившись от правил, он может отсудить большие деньги. В России такой строгости в этом отношении пока нет.
В «Бионике» на сегодня работает 180 врачей, и это всё наши красноярские специалисты, однако небольшой дефицит кадров ощущается, несмотря на то, что зарабатывают врачи сегодня очень хорошо. Нюанс в том, что в этой профессии надо постоянно работать над собой, успевать за новыми технологиями, ездить на конференции. Без этого современный врач не сможет оставаться высококвалифицированным специалистом.
О собственном бизнесе. Мы на рынке уже 16 лет и считаемся крупнейшей частной клиникой в Красноярске. Начинался бизнес с помещения в 150 квадратов и нескольких кабинетов. Позже я принял решение провести реконструкцию и поднять здание до 10 этажей. Достройка пришлась на самое кризисное время, но это нас даже стимулировало — мы решили доказать что в кризис можем ещё лучше работать. Сейчас, помимо врачей, у нас работает еще около 200 человек административного и технического персонала.
«Бионику» посещают около 150 тысяч человек в год. Сегмент частных клиентов самый крупный, но, помимо этого, мы принимаем более 3 тысяч человек в рамках ОМС и тем самым помогаем разгрузить государственные больницы. В том числе, проводим МРТ—исследования для пациентов онкологического центра. К слову, сейчас конкуренция на рынке частных клиник очень высокая, и предложить какую-то уникальную услугу сложно, но аппаратов МРТ в Красноярске крайне мало.
В ближайших планах запуск новой технологии, значительно облегчающей состояние и жизнь тяжелобольных пациентов. Мы уже обучили врачей и даже встретились лично с итальянским профессором, который эту технологию разработал. Осталось дождаться оформления нормативно-правовой документации, позволяющей использовать аппарат в российских клиниках. С весны мы также планируем отправлять по городу машину с медицинским оборудованием и нашими специалистами для бесплатной помощи пожилым красноярцам. Думаю, что будем проводить такую акцию каждый год.
Медицинский бизнес хоть и сложный, но тем и привлекателен, что позволяет реально помогать людям. Пациенты приходят к нам с надеждой на помощь и выздоровление и получают то, что им нужно. Это по-человечески радует, и поэтому я не устаю заниматься этим бизнесом».
Что ж, бизнес, который рискует менять качество жизни и предлагать что-то новое, имеет все шансы на успех в Красноярске. Как показывают примеры выше, действительно интересные проекты способны пережить и кризисы с санкциями, и реформы законодательства. А чтобы заработать действительно много, нужно думать не только о деньгах.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab