Что такое городская легенда?
Городская легенда — это некий рассказ с повторяющимся сюжетом. Типичный пример — история про украденную почку: пошел ребенок в магазин, не вернулся, потом его находят в кустах — с одной почкой, а вторая вырезана. В руках у него зажаты 50 тыс. рублей и записка: «Спасибо тебе за почку». И почку по легенде украли «черные трансплантологи».
Эта история имеет мировой оборот, т. е. встретить ее можно практически в разных странах: находится она в «спящем» режиме, а активизируется в тот момент, когда в обществе возникают какие-либо травматические события. Конкретно эта легенда особенно популярна в Индии, странах Латинской Америки, а также у нас в России.
Т. е. в странах с низкой экономической активностью, бедным населением, где вдобавок отсутствуют эффективные меры социальной поддержки и ситуация в целом нестабильна, там, где человек не чувствует себя в безопасности. Часто это страны с колониальным прошлым, где исторически закрепляется негативное отношение к чужакам, которые пришли извне, чтобы забрать ценные ресурсы, а что может быть более ценным, чем человеческая жизнь или части тела.
Например, в небольшом городке в Венесуэле около 10 лет назад пропадали дети, и местные жители были уверены, что именно белые колонизаторы крадут их детей на органы. В тот момент, когда напряжение среди населения достигло критической точки, в город как раз приехала американская экологическая миссия, и одна из журналисток фотографировала людей, и детей в частности, на улицах. Именно ее местные жители и сочли непосредственным участником банды трансплантологов, поймали и избили до полусмерти. Т. е. чтобы легенда «вышла в народ», необходимо наличие негативного социального фона, когда в обществе растет напряжение.
Какие легенды популярны в последнее время у нас в стране?
Одной из самых популярных легенд стала история про игру «Синий кит» в популярной соцсети: якобы кураторы групп в интернете доводят детей до самоубийства с помощью определенных психотехник. История про «группы смерти» получила широкую огласку после публикации в «Новой газете» в 2016 году.
Сразу же нашлось огромное количество людей, которые схватились за эту легенду и сами стали ее распространять: гипнотизеры наперебой рассказывали, как легко можно загипнотизировать человека в 4 часа утра, депутаты увидели в этом предлог для запрета интернета детям (да и взрослым тоже было бы неплохо), психологи стали зазывать на свои тренинги встревоженных родителей... А учителя в школах, в свою очередь, получили возможность легитимизировать контроль над детьми.
И сама эта история с «Синим китом» начала демонизироваться: это уже были не просто отдельные кураторы групп, а целая тайная сеть, которой могли управлять, например, сотрудники американского госдепа или другие «враги России», т. е. опять возникает та самая угроза извне.
Безусловно, проблема детских самоубийств у нас в стране существует, будем честны, но вместо того, чтобы искать эффективные способы решения таких проблем, общество конструирует образ несуществующего врага и перекладывает на него ответственность за происходящее. И городские легенды объясняют, как именно этот враг действует и непосредственно указывают на этого врага; по сути, это такой громоотвод социальной напряженности.
Чем городская легенда отличается от фольклора и обычных сказок?
Традиционный фольклор, как правило, включает мистические элементы, когда человек в повседневной жизни сталкивается с божественным вмешательством: например, герой такой истории идет по дороге, встречает старца, делится с ним последним куском хлеба, а потом выясняется, что это был Николай Чудотворец. Современная же легенда рассказывает не о сверхъестественном, а о том, что теоретическим может встретиться в реальной жизни. Так, в советское время была очень популярна легенда о том, что в колбасе можно обнаружить крысиный хвост, или в бочке с квасом на дне — червей. Согласитесь, такой сценарий вполне возможен в реальной жизни даже сегодня.
Или взять, например, легенду о жевательной резинке (обязательно заграничной!) с лезвиями внутри или с «бактериями рака»: само по себе заболевание — рак, существует, но заразиться им через жвачку, конечно же, невозможно. Тут нет никакой мистики, но есть своего рода послание, установка. И в легенде про смертельно опасную иностранную жвачку, попавшую в руки советских детей, считывалось предупреждение от учителей или родителей: не стоит ничего брать у незнакомцев, тем более у иностранцев.
Опять же, эта легенда не является уникальной для СССР; в истории США можно найти аналогичную историю. В Северной Америке в 60-70 гг. было неспокойно: война во Вьетнаме, сильное левое движение, появление наркоторговли как явления и разрушение добрососедских малых общин, где раньше никто не запирал дверь и не опасался за сохранность своего имущества. В итоге уровень тревожности в обществе стремительно повышается, и появляется популярная легенда: якобы злобные незнакомцы во время Хэллоуина угощают детей яблоками и жвачками с ядом или лезвиями внутри.
И легенда эта оказалась очень живучей, просуществовав около 10 лет. Причем такую популярность она приобрела в том числе из-за двух реальных случаев гибели детей на Хэллоуин. В первом случае родители с ребенком отправились в гости к родственникам; один из членов семьи хранил дома героин, ребенок нашел закладку и случайно употребил смертельную дозу наркотика. На фоне всеобщей истерии семья погибшего ребенка упаковала этот героин в яблоко и предъявила «доказательства» разъяренной публике. Во втором случае отец убил сына ради получения страховки — предложил ему конфету с цианидом и, опять же, обвинил в этом мифических отравителей.
Всегда ли городская легенда жуткая и кровавая?
Чаще всего да, причем есть истории с совершенно душераздирающими подробностями. Так, в 80-е гг. в Москве ходила городская легенда о женщине, которая ворует детей: заманивает их к себе домой, подвешивает вверх ногами, делает надрезы, а стекающей кровью заполняет стержни для шариковых ручек и затем продает их в магазинах. Важное уточнение: в то время в стране был страшный дефицит ручек.
Еще одна классическая история — про черную правительственную «Волгу», которая тоже ворует детей: ребенок садится в эту машину, она уезжает в неизвестном направлении, а ребенок бесследно пропадает. Иногда появляется дополнительная деталь: особенный номер на авто с буквами «СССД», что можно расшифровать как «смерть советским детям».
Была еще популярная легенда о каннибалах: мама посылает ребенка за колбасой, тот встречает на улице старушку, которая предлагает ему приобрести домашнюю, а не магазинную колбасу. Встревоженная мама затем отправляется на поиски ребенка, натыкается на улице на ту самую старушку, покупает у нее колбасу, приходит домой, пробует и нахваливает вкус и вдруг обнаруживает в ней ноготок своего ребенка — опознаёт его по голубому лаку.
Даже, казалось бы, безобидная история про «красную фотопленку», которая чудесным образом позволяет «раздеть» человека, который попал в кадр, по сути отражает желание человека заполучить власть над другими, использовать это преимущество как инструмент шантажа и влияния на других. Школьник мог в шутку сделать снимок одноклассницы на обычный фотоаппарат, но вслух пригрозить: «Я сфотал тебя на „красную пленку“, теперь у меня есть твои откровенные снимки».
Могут ли городские легенды быть полезными, предупреждать о реальной опасности? Взять те же истории про «зараженные» мандарины или «банду педофилов».
Если мы хотим передать позитивное послание, то не нужно тиражировать легенды, вместо этого нужно учить человека тому, как вступать в контакт, поддерживать коммуникацию, как соблюдать правила безопасности в интернете и на улице. Это должно быть осознанным действием, для совершения которого не нужны выдуманные истории со ссылкой на одну бабушку, которая нашептала...
Городская легенда — нечто совершенно противоположное критическому анализу. Я бы очень хотела остаться без работы, посвященной именно этому направлению моей научной деятельности, но легенды в нашем обществе, к сожалению, неистребимы.
Кстати, а какие городские легенды знаете вы? Расскажите в комментариях!
Беседовал Богдан Богданов специально для Newslab.ru
фото: pixabay.com
За помощь в организации интервью благодарим Фонд Михаила Прохорова