«Чистый воздух» и НДТ
Федеральный проект «Чистый воздух» — часть национального проекта «Экология» и его главная цель — сократить суммарный объем выбросов от промышленных центров страны на 20%. Один из способов сокращения воздействия — внедрение на предприятиях наилучших доступных технологий.
НДТ — это такие технологии производства, при которых за счет использования современных достижений науки и техники достигается максимально возможная охрана окружающей среды. Иначе говоря, крупные предприятия разных отраслей промышленности должны постепенно переходить на более совершенные экологические стандарты. Однако история эта относительно новая. В России работа с НДТ началась только в 2014 году, при этом планы по внедрению масштабные.
«Общий бюджет проекта „Экология“ до 2024 года — 4 трлн рублей. Из них 2,4 трлн — средства, связанные с внедрением НДТ. Это деньги и федеральные, и региональные, и различных компаний», — рассказал заместитель председателя ОС при Минприроды РФ Александр Закондырин.
Что хотят знать общественники?
По словам Закондырина, прежде всего общественников интересует, как будут тратиться такие большие деньги, и какой это даст эффект каждому жителю России и конкретно Красноярска:
«Наша главная цель — убедиться самим и продемонстрировать общественности, что нацпроект „Экология“, проект „Чистый воздух“ и внедрение НДТ — это не просто красивые слова и бюрократические документы, а конкретные планы по улучшению качества жизни конкретного гражданина страны. В результате реализации этих планов каждый человек должен видеть, что жизнь стала для него комфортнее. Снижение выбросов не должно быть просто термином, это должны видеть мы с вами».
Начать проверку было решено с Красноярска. Ни на одном из предприятий страны внедрение НДТ прежде Общественный совет не оценивал. КрАЗ был выбран, так как на заводе за последние 15 лет на модернизацию ушло порядка 400 млн долларов, а что касается именно НДТ, то их внедрение практически завершено. На данный момент 91 % производства на КрАЗе идет по стандартам наилучших доступных технологий.
«К условиям КрАЗа применимы четыре НДТ из 10 существующих в области алюминиевой промышленности. На данный момент внедрение трёх НДТ завершено, четвертая технология внедрена на 90%. Мы решили посмотреть на месте, как это реализовано», — пояснил зампредседателя Общественного совета.
Какие результаты?
Знакомство с КрАЗом проводилось в два этапа. Сначала общественники запрашивали документальные сведения: планы внедрения НДТ, подтверждение внедрения, полученные эффекты. После эксперты лично выехали на предприятие и оценили, насколько производство соответствует тому, что заявлено в документах. Итогом станет отчет, который сможет прочитать любой желающий на сайте Минприроды РФ. Также результаты проверки Красноярского алюминиевого завода будут представлены на пресс-конференции в Москве уже в ноябре.
Эксперт Общественного совета, специалист по технологиям производства алюминия Игорь Шкрадюк провел в Красноярске за проверкой сведений о КрАЗе почти неделю. По его словам, компания РУСАЛ пошла на беспрецедентную открытость:
«Мне дали познакомиться со всеми документами. По результатам можно точно сказать, что мнение, будто на РУСАЛе ничего не делается, а КрАЗ — главный загрязнитель в Красноярске, не соответствует действительности. Напротив, на предприятии реализован весь перечень НДТ, возможных в рамках этого производства».
НДТ на КрАЗе
НДТ, применяемые на Красноярском алюминиевом заводе — это, в том числе, технология «ЭкоСодерберг», которая является собственной разработкой красноярских специалистов Инженерно-технологического центра РУСАЛа и включена в «Справочник наилучших доступных технологий «Производство Алюминия», утвержденный приказом Росстандарта.
К слову, все НДТ на любом предприятии должны внедряться в строгом соответствии со справочниками. Сведения для них частично взяты из европейских справочников, частично — разработаны заново с учетом особенностей российских промышленных производств. При разработке «ЭкоСодерберга» инженеры и ученые РУСАЛа смогли найти золотую середину между базовой технологией, которая применялась с прошлого века, и современными экологическими требованиями. Внедрение происходит без остановки и закрытия производства, с сохранением зарплат и рабочих мест.
Другие наилучшие доступные технологии, применяемые на КрАЗе — это технология электролиза с использованием обожженных анодов, а также — установка автоматизированных средств измерения и учета промышленных выбросов. Это был пилотный проект для Сибири, который запустили на КрАЗе в 2016 году. Спустя несколько месяцев система непрерывного мониторинга заработала на одной из газоочистных установок. Компания приняла решение оснастить все трубы завода датчиками онлайн-мониторинга. На эти цели РУСАЛ планирует направить 3 млн долларов.
В то же время общественники отметили, что несмотря на то, что завод готов делиться данными онлайн-измерений, их пока не включают в государственную систему экологического мониторинга Росгидромета или единую краевую систему. Проект агрегатора таких данных в Красноярске не запущен, хотя он был разработан еще в 2017 году. По словам Александра Белянина, директора по экологии КрАЗа, как только единая система будет создана и к ней появится доступ, предприятие будет отправлять результаты измерений. Пока КрАЗ отчитывается в краевые контролирующие органы.
Проверки продолжатся
Срок окончания федерального проекта «Чистый воздух» — 2024 год, и пока страна только в начале пути изменений. Чтобы они были реально положительными и ощутимыми, общественники намерены продолжать проверки сначала в 12 городах, участвующих в проекте, а затем и в остальных.
КрАЗ стал первым таким опытом, но уже помог понять, как должны внедряться современные технологии на российских предприятиях, чтобы 2,4 трлн рублей принесли реальную пользу каждому жителю страны.
Интернет-газета Newslab, фотографии предоставлены пресс-службой компании РУСАЛ