«Найти свое дело»
Еще учась в школе — в 5-6 классах, я интересовался разными профессиями, но понял, что открыть свое дело мне было бы куда интереснее — загорелся этой идеей. Позже, уже в институте (учился в СибГТУ на инженера лесного хозяйства) изучал аспекты построения бизнеса и интернет-маркетинга, конспектируя для себя все важные моменты. Тогда же запустил свой первый собственный проект: увлекаясь творчеством с самых юных лет, реализовал детскую мечту — собственную студию звукозаписи, но прибыли она не приносила — это было дело для души.
Дальше был сезонный бизнес — поздравления от Деда Мороза, виниловые наклейки, но спустя полгода все эти начинания сходили на нет: то ли не хватало опыта, то ли средств.
Я всегда был убежден, что развивать бизнес можно с нуля — этот путь более длительный, но вполне осуществимый. Затем появилась идея создать собственное рекламное агентство. Чтобы изучить этот бизнес изнутри, устроился работать рекламным менеджером — полгода набирался опыта, но свою нишу для бизнеса я тогда так и не нашел.
Семейный бизнес
После окончания института наконец-то удалось реализовать проект, который в дальнейшей стал бизнесом, которым я до сих пор занимаюсь. Знакомые родителей обратились к моему отцу (у него богатый опыт и золотые руки — всё в своей жизни он всегда делал сам) с просьбой сделать для ребенка с ДЦП специализированной велосипед. Так вместе с отцом мы начали работу над моделью велосипеда: работа заняла 3-4 месяца, включая консультации с врачами и другими специалистами.
Первый велотренажер был готов весной 2016 года. Создали предложение и выложили в интернет: так, постепенно, о нем стали узнавать родители, у которых есть дети с инвалидностью (в основном это заболевания опорно-двигательного аппарат). От родителей мы получали положительные отзывы и спрос постепенно увеличивался, ведь в Красноярске подобных тренажеров никто не делал и, кроме того, наш товар был на 30-50 % дешевле, чем в среднем по рынку.
В этом же году мы зарегистрировали компанию — юрлицо, и подали заявку на грант — летом 2016 года получили 300 тыс. рублей от Красноярского центра занятости. На эти деньги мы расширили производство и приобрели самое необходимое оборудование.
Штучное производство
Со временем росли обороты компании; на нас вышел крупный заказчик — товар у нас был самым привлекательным по цене. Сами мы тоже искали покупателей — связывались с различными фондами и реабилитационными центрами, которые работают с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Наше производство — мелкосерийное: сегодня мы производим от 30 до 70 единиц товара в месяц. Каждый заказ — индивидуальный, под нужды конкретного ребенка, нельзя просто так наштамповать по одному образцу. Сейчас в технологической цепочке у нас много посредников: к примеру, чтобы правильно погнуть трубу, нужно дорогостоящее оборудование, поэтому мы планируем приобретать его в кредит.
Но поэтапно мы переходим на собственное производство — приобрели токарный станок, наняли токаря. Продумываем, как выйти на прямых поставщиков, потому что сейчас те же тормоза для велотренажеров мы закупаем в Красноярске, они покупают в Москве, и так далее — идет большая наценка на комплектующие. Нужно понимать, что в целом этот бизнес не является высокомаржинальным — тренажеры должны быть доступными как товары первой необходимости.
Медицина и наука
Мы не являемся экспертами-медиками, а выступаем как проводник между двумя сторонами — родителями и врачами (а также научным сообществом). В процессе создания тренажеров общаемся и консультируемся со многими серьезными специалистами — профессорами, которые на протяжении всей жизни занимаются темой реабилитации детей с ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Помимо этого, перенимаем опыт и наработки у многих родителей и просто неравнодушных людей: они разбираются в теме и могут многое подсказать — мы прислушиваемся и стараемся это реализовать. У них есть идеи, у нас — возможности их воплотить.
Удачный пример обратной связи — создание уникальной разработки — снегоката для детей с ДЦП. На него тоже пришел запрос от родителей: зимой на прогулке детям попросту не на чём было передвигаться. Сами родители предложили нам адаптировать для этих целей знакомое всем средство передвижения — снегокат.
Вообще, у нас есть целая база заявок и рацпредложений, многие пишут и говорят: «Было бы здорово сделать то-то и то-то...». Кроме того, с различными запросами к нам обращаются благотворительные фонды, организации адаптивного спорта. Пока что мы не имеем возможности реализовать в проектах все эти пожелания — для этого необходимо расширить штат и масштабировать бизнес. Пока что все вырученные средства уходят на операционные расходы, а нужно заниматься развитием компании — не только наращивать обороты, но и разрабатывать что-то новое.
Вместе с моим отцом (он работает в нашей компании и по-прежнему отвечает за производство) мы изучаем российские и зарубежные разработки — что-то берем на вооружение. Чертежи наших тренажеров, как и конечный продукт, постоянно видоизменяются и совершенствуются. Так, на специализированной выставке услышали совет от специалистов: педали на велотренажере должны быть чуть дальше, чтобы сместить центр тяжести. Недавно на международной выставке в Германии (ездили туда с бизнес-миссией) общались с топовым немецким производителем тренажеров для людей с инвалидностью — почерпнули новые знания, а значит, сможем сделать наш товар еще лучше.
Опора и поддержка
Тел.: +7 (391) 201-77-77
Сайт: kritbi.ru
Соцсети: vk.com/kritbi_krsk
Сегодня государство предоставляет начинающим предпринимателям массу возможностей: это различные программы, конкурсы, гранты. Дам совет: нужно не просто ждать помощи, а обращаться к ним напрямую. Так, о Красноярском региональном инновационно-технологическом бизнес-инкубаторе (КРИТБИ) я узнал, еще учась в институте — увидел яркую рекламу бизнес-инкубатор, к тому же и находился он недалеко от моего дома — в Октябрьском районе. Всегда было интересно, как там всё устроено. Обратился туда и узнал, что они проводят массу интересных и полезных мероприятий: медицинский акселератор MedScience, всевозможные хакатоны (технологические марафоны по разным темам и отраслям науки). Есть и образовательные программы, например, английский для бизнеса. Полгода назад я защитил в КРИТБИ свой проект — снегокат для детей с ДЦП, и стал резидентом бизнес-инкубатора.
Помимо информационных услуг, наша компания получает обратную связь от инженеров и технических специалистов КРИТБИ. Также есть возможность создавать прототипы тех или иных разработок в их лаборатории. В планах — попасть в одну из программ Сколково: сделать это можно через КРИТБИ — он является региональным оператором Сколково.
Планы и амбиции
Сегодня у нас есть четкое представление о том, какие товары необходимы нашим потребителям. Часть из них — велотренажеры и ходунки, уже существовали на рынке. Мы взяли их за основу, усовершенствовали и сделали доступным по цене. Действительно уникальная наша разработка — уже упомянутый снегокат. В планах — создание универсальных многофункциональных тренажеров.
География поставок наших тренажеров охватывает всю Россию — от Владивостока до Калиниграда, включая небольшие поселки и деревни. Большинство родителей, у которых есть дети-инвалиды, постоянно мониторят интернет, общаются друг с другом: так они узнают о нашей компании — работает «сарафанное радио».
В планах у нас — построить бизнес на долгие годы, для нескольких поколений, ведь детям с такими тяжелыми диагнозами как ДЦП нужна поддержка на протяжении всей жизни. У меня есть видение компании как сопровождающей организации: ее фундамент — это производство тренажеров и товаров для людей с инвалидностью. А уже на базе производства нужно создать информационно-консультационный центр с несколькими отделами, в том числе и с юридическим. В такой центр смогут обращаться родители с детьми-инвалидами чтобы узнать о своих правах, о том, в какой страховой или благотворительный фонд им следует обратиться и т.д.
ул. 60 лет Октября, д.138
Тел.: 8 (800) 550-41-13
(бесплатный звонок)
Сайт: dcpvelo.ru
dcp-velo.ru
Соцсети: vk.com/dcpvelo
ok.ru/dcpvelo
instagram.com/dcpvelo
Еще одно перспективное направление — пет-терапия (метод лечения пациентов с помощью специально обученных животных — собак, лошадей, дельфинов), но это пока что в отдаленных планах. Сегодня нам есть над чем работать — многие наши разработки не доведены до серийного производства. Некоторые мы даем родителям на бесплатный тест, чтобы получить обратную связь. Нам нужно быть уверенными в том, что товар действительно отвечает всем потребностям, в том, что он действительно будет пользоваться спросом. В настоящее время мы решаем вопрос с сертификацией тренажеров как медицинских изделий — это затратный и долгий процесс, испытания идут от полугода до года. Как только будут готовы документы, мы сможем выйти на большой рынок и начать работать с крупным госучреждениями и социальными центрами. Уверен, что сможем составить конкуренцию другим фирмам, ведь наш товар будет примерно в 1,5 раза дешевле.
Моя работа каждый день меня мотивирует; понимаешь, что занимаешься жизненно необходимым делом. Многие из тех, кто узнаёт о нем, хотят присоединиться и помочь — им это небезразлично, цепляет за живое и находит отклик в сердце.