В Южную Корею ради Столбов
Как ни странно, но на вахтовую работу в Южную Корею я попал из-за интереса к горам и нашим Столбам. В феврале 2019 года один знакомый уехал на заработки, но куда — я тогда не знал. Мне же хотелось лето провести на Столбах и в поездках на ближайшие к Красноярску горы, поэтому уже в марте я подумал, что было бы неплохо поработать 2-3 месяца на вахте, подзаработать и жить на эти деньги до конца лета.
И вот я звоню этому товарищу и узнаю, что он на вахте в Южной Корее. Мы поговорили про условия работы, дорогу и прочие детали — и я понимаю, что тоже хочу так попробовать. Работу начал искать сам через Фейсбук и Телеграм. Выбирал места интуитивно. Знал только, что словами «ташима» и «ким» назывались физически тяжёлые работы.
Один путь: в нелегалы
В Южную Корею я прилетел 6 апреля и в результате застрял как раз на всё лето, до середины сентября. Первые два месяца я находился в стране как турист, а когда она закончилась — автоматически превратился в нелегала. Собственно, в таком статусе находится большинство людей, которые приезжают в Корею на заработки. И лишь те, кто решает остаться подольше, оформляют себе визу.
Правда, с визой свои заморочки. Никакую визу кроме G-1 в Южной Корее не оформить. Есть, конечно, рабочая виза, но её корейские работодатели делать не хотят, поскольку им надо будет заплатить за каждого рабочего, и к тому же взять на себя ответственность за его жизнь и здоровье. Рабочую визу работодатель может оформить, только если у вас какая-то редкая специализация, или конкретная компания приглашает к себе на работу.
Виза G-1 неудобна тем, что она выдаётся на полгода в ответ на просьбу убежища по каким-либо основаниям (политика, ориентация и т. д.). При этом полгода по этой визе работать запрещено! Но если потом вам эту визу продлят, то запрет на работу снимут. Разумеется, ни я, ни другие не оформляют эту визу. Когда я уезжал из Кореи, мне не выписали штраф, однако запретили въезд в страну на три года.
Рыба, солнечные батареи и редиска
Первой моей работой стала ловля рыбы. На ней я продержался всего один день. Почему так мало? Поскольку я вообще не знал корейского языка, то очень плохо понимал, что от меня требуется.
Затем я нашёл работу по раскатыванию плёнки на полях и проработал уже полтора месяца. В чем суть: на поле сделаны рядки, первый работник проходит и убирает граблями камни с рядков. Второй катит рулон на палке с веревкой по ряду, за ним идут 2-3 человека с лопатами и закидывают пленку с двух сторон, чтобы она была натянута. Делается это для подготовки полей к будущей высадке капусты, редьки или других овощей. Поля были абсолютно разные: и прямо на склоне горы (с уклоном круче, чем подъём ко Второму столбу!), и очень каменистые. В день мы раскатывали где-то 5-6 рулонов по 1000 метров каждый.
Оплата шла за каждый рулон на всю бригаду в 4-5 человек. В перерасчёте на рубли выходило около 3000 рублей за рулон. Соответственно, если 5 человек за день раскатали 5 рулонов, то на всех выдавалось 15 тыс. рублей или 3 тыс. рублей на человека в день. Я бы работал и дальше, но со временем работы стало мало. В итоге после двух недель безделья я ушёл.
Затем я девять дней занимался установкой солнечных батарей. Условия были хорошие: за день работы я получал 4,5 тыс. рублей, плюс трёхразовое питание и бесплатное проживание в мотеле. Но это был разовый проект, и дальнейших установок батарей не предполагалось.
Потом я полтора месяца выращивал лобу, так в Корее называют большую редиску. Здесь я, может быть, проработал бы и дольше, зарплата была очень хорошей — 110 тыс. рублей в месяц, но у нас начальницей была пожилая женщина около 70 лет со своеобразным характером.
Рабочий день начинался в 5:30, заканчивался около 19 часов. После работы мы мылись, ужинали, и после ужина был «разбор полётов» и инструкции на следующий день. Заканчивалось это все обычно около 22 часов. Сразу шли спать. Соблюдение правил требовалось неукоснительное. Работали без выходных и в любую погоду. В итоге у меня началось очень высокое эмоциональное напряжение, и я решил, что с меня хватит.
Последним занятием до возвращения домой стало изготовление и упаковка соков на заводе. За это я получал 320 рублей в час. Здесь я тоже отработал полтора месяца, а затем понял, что мне это надоело, и я хочу домой. В итоге я бросил всё и уже 14 сентября вернулся в Красноярск. Таким образом, на заработках в Южной Корее я пробыл почти 5,5 месяцев.
В целом могу сказать, что с работой в Южной Корее — как повезёт, но работа на стройках и заводах считается лучшей. Там платят в среднем 100 тысяч рублей в месяц. Но хорошую работу (то есть высокооплачиваемую и при этом не тяжёлую физически) в Корее очень тяжело найти без знакомств.
Говядина дорогая, а овощи и фрукты — на химии
О соотношении зарплаты и цен в Южной Корее судите сами. На обычную месячную зарплату можно было купить тогда новую модель телефона Samsung galaxy, оплатить квартиру и питаться весь месяц без больших ограничений. Говядина дорогая, видел только мраморную, 3000 рублей за 1 кг, свинина 400 за кг. Фрукты и овощи стоят так же как и в России, но все выращено только на химических удобрениях. Одежда стоит на 20% дешевле, чем у нас. Местные туристические бренды Black Yak, Eider и т. п. стоят на 35-40% дешевле, чем в России.
Что касается быта, то обычно жилье у работников в сельской местности — это дом с несколькими комнатами, где живут по несколько человек в комнате, а спят на полу. Прямо как гастарбайтеры в Красноярске. Если живёшь и работаешь в городе, то снимаешь квартиру или комнату, что стоит порядка 17,5 тыс. рублей. На питание в неделю уходит около 3-5 тысяч рублей, если готовишь сам. В свободное время в основном общались между собой, в выходные гуляли по окрестностям или ездили в соседние города. За всё время пребывания в Южной Корее я жил и работал в пригороде Пхёнчхана, в Кванджу и в Ымсонге.
Обман и унижения
Я сам с попытками обмана или какого-то ущемления не сталкивался. Но таких историй про русских рабочих знаю много: чаще всего им просто не платили. Рассказывали случай, когда агент (посредник между русским работником и работодателем) отправил работать 10 человек, в конце месяца взял зарплату за всех (около 1 млн. рублей), сказав, что сам раздаст, и исчез. Также рассказывали, что в провинции бывали случаи, когда били палкой рабочих — наказывали за разные проступки.
В Корее любят русских рабочих
Несмотря на ряд негативных моментов, работать в Южной Корее можно. На мой взгляд, главный плюс в том, что там житель России может реально заработать. Конечно же, такие поездки — еще и это отличная возможность познакомиться с культурой и обычаями страны, начать говорить и понимать простые вещи на корейском языке, найти новые знакомства.
Точно знаю, что в Южной Корее русских рабочих очень много. Корейцы нас очень любят, так как наши рабочие самые сильные и выносливые. Казахов и узбеков в Корее чуть меньше, чем русских. Русские и казахи есть почти в любом городе или провинции, а в крупных городах уже есть целые русские районы.
Главный минус заработка в Корее в том, что от большинства подобных работ портится здоровье. Судите сами: рабочий день на многих работах длится не меньше 12 часов, а то и дольше. Рабочая неделя минимум шесть дней, а то и вообще без выходных. Многие рабочие, чтобы расслабиться, пьют пиво или соджу (корейская водка).
Иногда случаются микроконфликты с работодателем из-за разницы в менталитете. Например, некоторые требуют работу делать именно так, как они показали, хотя иногда эту же работу можно сделать быстрее и с меньшими усилиями. Ну и не все хорошо переносят жару. Слышал, что были случаи смерти из-за неё.
Знаю, что многие наши соотечественники живут и работают так в Южной Корее по 3-5 лет. И причины у всех разные: кто-то кредиты и ипотеку таким образом закрывает, но есть и такие, кому нравится там, нравится страна и её культура.
Пара советов по поиску и выбору работы
Первую работу лучше выбирать или на полях, или в море. Там проще овладеть основами языка, найти знакомства, что может пригодиться для устройства на более хорошую работу в дальнейшем. Если ехать на два месяца, то лучше устраиваться на какую-то одну работу и трудиться там весь срок.
С английским языком легче
Сейчас я работаю в Красноярске. Пока планов ехать на очередные заработки за границу у меня нет, но вообще не исключаю такого варианта. Но теперь уже понимаю, что перед поездкой следует подтянуть английский язык. Вообще если вы знаете английский — это большой плюс. Подавляющее большинство корейцев в возрасте от 16 до 40 лет уже хорошо владеют языком. В возрасте от 40 до 55 лет доля англоговорящих корейцев существенно меньше, ну и англоговорящий кореец от 60 лет и старше — уже редкость
Денис Воль специально для интернет-газеты Newslab