Любовь: «Родительский чат вообще не замолкает!»
В самоизоляции и, как следствие, в дистанционном обучении я видела один огромный плюс — приучение школьников к самостоятельности. В докоронавирусное время бесконечно вибрирующий чат «5А родители» вызывал раздражение — параллельно с рабочим процессом приходилось поглощать данные о том, что Богдан опоздал, Витя забыл кроссовки, а Маша не успела записать домашку по русскому. Перевод всех данных в цифру по идее должен быть снизить вал сообщений от чрезмерно пекущихся родителей.
Но не тут-то было! Старшее поколение панически активно включилось в виртуальную школьную жизнь. Чат вообще не замолкает. Причем у меня стойкое ощущение, что дети намного быстрее адаптировались к изменениям, чем их трепетные мамы и мнимо суровые отцы.
Надо отдать должное нашей классной руководительнице — лишь спустя полтора месяца дистанционного обучения в минувшее воскресенье в 9 вечера она напомнила, что у нее вообще-то тоже выходной. Мы тоже включаемся в учебный процесс сына. Папа, например, подсказал ученику, что сканированные файлы нужно подписывать — обязательно указывать фамилию, дату выполнения домашнего задания и предмет. Так учителю проще идентифицировать ученика, а ему самому подтвердить выполнение. Я, в свою очередь, как-то записала на видео чтение стихотворения наизусть. В остальном мы действуем по принципу: «Мальчик, видишь вон там берег? Плыви». Способ жёсткий, но проверенный годами.
Если с первого класса доказывать ребенку, что учеба — это его обязанность, то к среднему звену школы вырастает довольно самостоятельный ученик.
В 11 лет не мы помогаем сыну, а он нам. Дело в том, что ни я, ни мой муж ни дня не были на самоизоляции. Муж работает в энергетике и сейчас, в ремонтно-строительный сезон, подолгу находится в командировках в соседнем регионе. А я на госслужбе и домой иногда прихожу в 8-9 вечера.
Из-за того, что нам некогда, старший ребенок частенько забирает младших сестер из дежурного садика. Благо, он недалеко, да и девочки уже ходят в подготовительную группу. Кстати, места в дежурном садике получили очень быстро — просто на основании заявления и справок с работы. Сын приводит детей домой и накрывает сестрам ужин, который зачастую сам и приготовил. Он умеет готовить суши, наггетсы, курицу в духовке, пасту, пончики, эклеры...
Все это он делает по собственной инициативе — ему очень нравится творить на кухне, но еще больше он любит вкусно поесть. Ни с уроками, ни с рецептурой мы ему не помогаем. Считаю, если ребенок может решить контрольную по десятичным дробям, то в состоянии повторить действия кулинарных блогеров на ютубе.
Сергей: «Все свесили на родителей!»
Мы живем не в Красноярске, поэтому особых изменений с коронавирусом не заметили. Кто-то ходил в масках, но большинство все же не восприняли информацию.
А вот в образовании все сильно изменилось — многое свесили на родителей. Но так как я сторонник семейного образования, то увидел больше плюсов — быстрее делаются хозяйственные дела, свобода в планировании.
Выявил недочеты в школьном образовании — дети не умеют планировать свое время и не умеют работать с литературой. Пришлось все это учить и осваивать вместе с ними. Но радует, что скоро каникулы — ребенок будет занят уже другими делами, а нам придется меньше тратить времени на всякие школьные задания.
Влада: «Скоро поняла, что крыша начинает потихоньку отъезжать»
Наша самоизоляция началась раньше. Примерно за неделю до введения нерабочих дней (в конце марта) ребенок заболел. С тех пор мы и засели дома.
Дочке как раз исполнилось три года — время того самого пресловутого детского кризиса. Ребенок ходит в сад, полноценное общение в последний год у нас было по вечерам и на выходных (за исключением каких-нибудь сезонных простуд, когда сидели на больничном). А теперь — 24/7, да еще и на протяжении неизвестно какого времени. Что уж таить, все отвыкли от такого. Практически все это время и я, и муж продолжали работать. Я — удаленно, муж же уезжал. Поэтому всю прелесть режима «работа, ребенок, уборка, готовка» я испытала на все сто процентов.
Первое время все было относительно спокойно. Мы привыкали к новому графику и распорядку жизни. Ребенок изо всех сил старался вить из родителей веревки и прощупывать границы дозволенного. Тут очень пригодились педагогические и психологические знания мужа. Он разговаривал, объяснял дочке, что можно, а что нет, сменял меня, когда сдавали нервы.
Периодически нам присылали задания из детского сада — нарисовать рисунки ко Дню Победы, посадить лук, снять занятия с ребенком. Кстати, именно в это время дочь организовывала семейный досуг: усаживала играть в настольные игры, рисовать всей семьей, заставляла танцевать. Это, на самом деле, очень объединяет.
Но в середине апреля я поняла, что моя крыша начинает потихоньку отъезжать, а на горизонте маячит уныние и моральное истощение. Только тогда с начала всей этой коронавирусной истории мы стали прибегать к помощи бабушки (ей 66 лет, поэтому контакты максимально ограничили) — отвозить ребенка на день-два. В эти дни можно было выдохнуть, заняться своими делами или просто забить на домашнюю рутину. Но мы так привыкли все время находиться рядом, что в такие моменты и у меня, и у мужа появлялось чувство, что дома пусто, скучали по малышке.
Нашей самоизолированной стойкости хватило до начала мая. Тогда мы начали понемногу вечерами гулять (все внедомашние дела до этого времени были на муже — походы в магазин и т.д.). Дочь соскучилась по улице. И на словах: «Идем домой» ребенок периодически начинал одуревать.
Сейчас я полноценно вышла на работу. Для меня это стало глотком воздуха после почти двух месяцев безвылазного пребывания дома. Жизнь потихоньку входит в обычное русло. Пока не решили вопрос с походами в дежурные детсадовские группы, поэтому нагрузка с ребенком легла на бабушку.
Что могу сказать: самоизоляция стала непростым периодом, испытанием на прочность и хорошей школой. За это время мы укрепили нашу связь, ребенок еще чаще стал мирно решать вопросы (истерики-манипуляции, которых было не так уж и много, свели на минимум). Каждый день дочь выдает какие-то новые «фишки»: словечки, позы, удивляет рассказами и многим другим. Мы, родители, от этого кайфуем: ты видишь жизнь ребенка полностью, видишь каждое достижение (когда ребенок в саду, часть всего этого в саду и остается). Теперь мы всем семейством боимся открытия детсадов — ребенок не хочет туда идти, и, вероятно, нашей семье придется пережить еще одно испытание — очередную адаптацию.
Иван: «У ребенка нервы крепче, чем у родителей»
Из дневника наблюдений за семейством во время карантина: у ребенка нервы крепче, чем у родителей. Первая ошибка, которую мы допустили в начале карантина, — начали сходить с ума раньше ребенка. Постоянная паника о том, что ребенок мается, не занят, ему скучно, он не видит друзей из садика. Строим дом из одеял, вырезаем из обоев всякие штуки. Рисуем на всем, на чем можно и не можно. Все в пластилине и крошках от печенья. Все это, как оказалось, совершенно неважно. Ребенок вполне спокойно отдыхал и чилил дома первые несколько дней карантина.
Вторая допущенная ошибка: постоянный мониторинг состояния ребенка. Отклик на все просьбы: «Пап, поиграй со мной, мам, мне скууучнооо».
Бежишь сломя голову достаешь «Лего», строишь дом опять, бежишь гулять на закрытую песочницу садика, там ходишь колесом с совочком и экскаватором вокруг ребенка. А он совочек втыкает в песочек и говорит: «Пап, чего-то скучнооо... И опять паника — что придумать...».
Третья допущенная ошибка — вести себя с ребенком не как всегда, а как «на карантине», как будто теперь гулять очень дорого и дефицит! В итоге ребенок загулян, засмотрен мультиками, забеган с друзьями при нелегальных встречах на детских площадках. Залюблен бабушкой, которая забирает раз в неделю его с ночевкой. И там-то уж вообще кайф.
В общем, с ребенком все в порядке, а с родителями — так себе.
Олеся: «Ребенок мечтал о домашнем обучении. Мечта сбылась!»
В целом, карантин переносится нормально, сидим дома, занимаемся. Мы не сильно расстроились даже. Старшая дочь, наоборот, хотела, чтобы закрыли школу на пару недель. Это я сначала думала, что будет только пара недель. А, в целом, мы не сильно даже и переключались — мои тройняшки постоянно болели, поэтому кто-то всегда был дома. Мы болели, на площадки не выходили при простуде, и сейчас не выходим.
Даже сейчас, когда уже со многих площадках сорваны ленты, и мои мне говорят: «Ну, вот же, дети гуляют», я их все равно не пускаю, потому что нельзя. Мы вместе только в магазин ходим и обратно, потому что все-таки за продуктами приходится ходить.
Для старшего ребенка это вообще мечта. Она, не знаю почему, с декабря говорит, что хочет на домашнее образование и не хочет ходить в школу. И вот мечта ее осуществилась! В принципе она занимается сама, когда что-то непонятно — обращается, вместе уже разбираемся.
В остальном, особо ничего не поменялось. Да, есть какие-то ограничения, но мы можем и без этого прожить.