В Красноярске пахло аптекой, а в Краснодаре — абрикосами
Мы решили переехать на юг во многом из-за здоровья в 2018 году. Однажды я открыла окно зимой в Красноярске, вдохнула воздух, и у меня навернулись слезы и запершило в горле. На улице пахло аптекой. Мне надоели мои простуды и тонны тёплых вещей, которые нужно было надевать на себя и на детей, стирать, сушить, иметь что-то потеплее «на сильные морозы», мёрзнуть на остановках, смотреть, как муж синеющими пальцами прикручивает аккумулятор к машине. Помимо морозов, «чёрного неба» не добавляло радости и короткое лето.
«Одни наши друзья переехали в Крым, потом другие. Некоторые позже обосновались в Краснодаре, мы расспрашивали их про город и в итоге решили ехать туда. В Красноярске мой муж работал таксистом, так неужели в Краснодаре не сможет? Мы довольно быстро продали вещи и мебель, с собой взяли мою любимую мультиварку, принтер и сезонную одежду, сели в машину и поехали путешествовать по городам, пока не доехали до Краснодара. Здесь моя подруга нашла нам квартиру в аренду, и мы заехали в пустую квартиру и начали все сначала. Постепенно купили мебель и нужные вещи. Это было здорово!»
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Svetlana Ischuk (@svetlana.ischuk) 3 Авг 2018 в 4:56 PDT
Вот мы живём здесь уже два года, и я бесконечно благодарна за этот благословенный край! Очень нравится, что тут переходы погоды от жары к небольшой прохладе, а не от жары к холоду, как в Сибири. Помню, мы уезжали сюда в начале августа, уже было холодно в футболке. А тут не то что кофты, тут и про носки никто не помнит, все дети босиком, чудесный тёплый ветер.
«Каждый вечер приезжают торговцы и продают свежие овощи и ягоды. Цены радуют очень! Мы едим сезонные продукты каждый день. А ещё у нас такая богатая природа тут, растут разные деревья во дворах, обилие цветов, много розовых кустов и гортензий у домов. Идёшь по городу, и под ноги падают абрикосы, шелковица. И мы уже настолько к этому привыкли, что перестали удивляться, просто радуемся».
А в школу детей отправлять так легко! Первокласснику нужна рубашка с коротким рукавом и галстук, кофта, чтобы ходить по утрам, и до октября никто и не вспомнит про куртку и ботинки. Зима здесь почти без снега, я называю её европейской, она влажная, ветреная, но редко бывает очень холодной. Никаких особо тёплых свитеров и зимних курток со штанами так и не купили. Снега почти нет, зато какая радость, когда появляется. А ещё можно круглый год гонять на роликах и самокатах.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Svetlana Ischuk (@svetlana.ischuk) 1 Сен 2018 в 9:31 PDT
Единственное, по чему я скучаем в Красноярске — это друзья. Большая часть из них в один год с нами переехали на юг, каждый в свое место. Но с Сибири остались церковные друзья и те, с которыми связывали меня какие-то волонтерские проекты. Но это не беда, у них теперь будет повод, чтобы приехать к нам в гости, а заодно отдохнуть в этом чудесном крае.
Делать чуть больше, чем можешь
У Кирилла кардинально изменилась жизнь с переездом — он получил много новых впечатлений. Мы продавали вещи, паковали вещи, он вместе с папой был в транспортной компании. Мы ехали до Краснодара, останавливаясь на отдых в разных квартирах и гостиницах, покупая еду каждый раз в новых магазинах, гуляя каждый раз в новом городе, общаясь каждый раз с новыми людьми.
Он пошёл в новую школу, и там ему повезло с учительницей, она — более терпелива к нему, чем наша гимназическая в Красноярске. Кирилл научился кататься на роликах. Стал заниматься лёгкой атлетикой на базе спортивной школы.
В этом году Кирилл поставил себе цель пробежать три километра без отдыха. Мы говорили с ним, как достичь этой цели — делать усилие на каждой тренировке, чуть больше, чем ты можешь, дополнительно бегать на спортплощадке во дворе по выходным. Вообще, у каждого в нашей семье своя спортивная цель. У нашего папы — больше подтягиваться, у Луки — проплыть от бортика до бортика без передышки в бассейне, у меня — не филонить, старательно делать упражнения на тренировке по пилатесу. Вот мы в конце третьей четверти — считали по-школьному, так детям понятнее — каждый достигли своих целей.
Кирилл очень близок с папой, любит делать математику вместе, любит традицию папиного чтения детям перед сном. Сейчас они читают «Отверженные» Гюго. Мне нравится выбирать им книги, которые располагают к беседе о нравственных ценностях и воспитывают лучшие качества души.
А ещё у Кирилла есть удивительная черта. Он как секретарь: все обо всех помнит, когда у папы урок, у меня фитнес, у Луки плавание, занималась ли я с младшим по развивающим тетрадям, и когда отключат воду. Даже друзья наши удивляются. Но, к сожалению, это не распространяется на его уроки. Я однажды про него стихотворение сочинила на манер Маяковского:
Суперспособность у этого отрока -
Следить за всеми, не зная отдыха,
Быть в курсе каждого дела,
Только уроки не делать!
Кирилл просто обожает «Лего», пару раз соберёт то, что было по схеме предложено, а потом мастерит свои космолеты, корабли, и так классно у него получается, что даже наш папа говорит — ого! А ещё он любит срисовывать картинки из книг.
В Красноярске была дача и дедушка-огородник, а в Краснодаре дачи пока нет, и мы с Кириллом садим огород на балконе: укроп, петрушку, листья салата и зелёный лук, скоро ещё редиску посадим. Летом времени много, уроков нет, и ему нравится помогать мне нарезать салат из свежих овощей. Умеет варить макароны сам, без моей помощи, делать омлет и яичницу. Хочет научиться готовить свой любимый борщ.
К каждому празднику дети рисуют открытки для своих друзей, друг другу в подарок мастерят оригами или какую-то подделку. Так я надеюсь научить их быть внимательными к интересам друг друга.
Скоро День рождения у младшего и Кирилл собирается вместе со мной готовить торт на сковородке.
Ещё мне нравится, чтобы родители тоже дарили детям время. Наш папа выбирает фильм для просмотра или подолгу что-то строит из конструктора вместе с детьми. Мальчишки частенько просят нас рассказать о своём детстве, смешные истории вспоминают и рассказывают друг другу.
О проблеме в обучении мы догадывались, но поняли явно — только сейчас
В первом классе это было не так заметно, что у Кирилла проблемы с обучением. Потому что многие дети пишут кривенько и отвлекаются, и с программой он справлялся, пришёл хорошо подготовленный моими дошкольными домашними занятиями с ним, умел читать, считать. Во втором классе стало труднее, он не успевал делать работу в классе и подолгу делал домашнюю работу, постоянно отвлекался.
В Краснодаре он пошёл в новую школу в третий класс, и он был как во втором по качеству его работы в классе и дома. В четвёртом он уже делал половину работы в классе, почерк его сильно ухудшился, появились проблемы с концентрацией внимания. Учительница наша пришла к тому же, что и мы — это не лень, не пофигизм, не малая заинтересованность, а проблемы со здоровьем — возможно, задержка психического или умственного развития.
На сегодняшний день мы прошли комиссию ПМПК и получили заключение с рекомендациями. Идём дальше. Все это время я чувствовала, что не надо давить на него и заставлять делать хорошо все уроки, потому что я считаю, что ребёнок берет от обучения сколько может, и имеет свое право на время для физического развития, творчества, игр и общения с друзьями.
И если ребёнок весь вечер сидит за уроками — проблема в его родителях, которым нужно, чтобы все было хорошо сделано, иначе им будет плохо. И их в меньшей степени волнует, что плохо от этого ребёнку.
Не знаю, как будет развиваться его обучение дальше. Возможно, он пойдёт в спецкласс какой-то. Потому что в обычном классе ему действительно очень трудно учиться.
Школа — это только десять лет жизни. А человек, который радуется жизни, как правило, живёт долго. Так что я продолжу учить его готовить, замечать прекрасное вокруг, напитывать семейным временем, хорошими книгами, обеспечивать конструктором и материалами для творчества, учить вниманию к другим и уважению к себе. Мне просто кажется, если я поставлю крест на нем сейчас, пока он маленький, будущий пятиклассник, если я назову его дебилом, неспособным к обучению, и объявлю, что из него ничего не выйдет, кроме дворника, я выращу неудачника и закрою перед ним все двери. А зачем мне взрослой сын-неудачник? Ведь школа - это только одна дверь. И если не получается у него учиться хорошо, и, вероятно, обучение в университете будет ему сложно и неинтересно ввиду особенностей здоровья, то хорошо, оставим эту дверь, постараемся помогать ему в том, что он может, и откроем все другие двери.
Я давно уже сменила тактику, делая с ним русский. Вместо «прочти правило и сделай вот это задание» я стала распечатывать ему памятки с правилами и объясняла, как их в этом задании применять. Я просто хочу, чтобы он меньше чувствовал себя дурачком, у которого ничего не получается, и больше копил своих побед, даже таких маленьких, как правильно выбранный падеж или верно названный суффикс.
У нашего папы есть идея делать с детьми мебель. Я предлагала начать с вигвама, но папа предложил кровать, и дети с восторгом поддержали эту идею. Они хотят помогать пилить и вкручивать болты, это очень круто для мальчишек! Скоро поедут за древесиной, Кирилл, как старший, получил право помогать нести до грузового такси досточки. У меня тоже есть проект для него. Мы хотим вместе делать пастилу и сушить экоснеки из овощей и фруктов. Я думаю, к следующему лету уже начнём.
«Идём искать Сумах оленерогий!»: как мы провели карантин
В карантин, конечно, ушло общение с друзьями. Отменилась лёгкая атлетика у Кирилла. Но нам повезло, у нас за домом есть пустырь, на котором регулярно косят траву, и мы весь карантин провели, обособленно гуляли по окрестностям. Играли там в бадминтон, в мячик, детям брали игрушки, себе книгу или телефон, и детям так нравилось играть там! Прятаться в висячих ветках ивы или за большим деревом, собирать цветы и травы. Я скачала приложение, которое определяет название растений, и мы столько нового узнали, фотографируя и получая ответы.
Теперь можно услышать: «Мам, а когда мы пойдём в соседний двор? Там растёт Сумах оленерогий, ты обещала нам показать!».
В карантин у Кирилла улучшился почерк, и мы хоть и тратили много времени на задания, все же это было легче для него, потому что он мог сделать что-то одно, потом отвлечься, поиграть, потом делать дальше. Ему нравятся задания по музыке, окружающему миру, рисованию, потому что там часто надо было что-то творческое делать, или смотреть видео, а он любит узнавать новое. Это классно.
Мальчишки играют вместе. Немного ссорятся, если кто-то жадничает детальку от «Лего», или по другим незначительным поводам. Могут даже друг друга стукнуть разок, но меня очень радует, что они не дерутся, ни друг с другом, ни во дворе.
Мне даже подруга однажды сказала: «Когда приходят на площадку твои дети, образуется какой-то порядок, дети все организованными становятся». Это на самом деле так, Кирилл лидер с детьми, которые чуть младше его. Он организует команду, придумывает ход игры, распределяет оружие на всех, и они вместе ходят по двору, «ловят бандитов», играют в прятки, основывают базы на турниках, на горках.
Кирилл знает, что он приёмный ребёнок, иногда смотрит фотографии, где мы с ним в Доме ребёнка и первые его дни дома, раннее детство. Но его этот факт усыновления даже не удивляет, потому что среди наших друзей есть опекаемые и усыновленные дети. Он просто принял факт, что усыновление — это просто ещё один способ появления ребёнка в семье, ничего сверхъестественного. Правда, я думаю, последствия того, что он рос почти до года без родителей, будут с ним до конца жизни. Но это опыт, который не изменить. Мы можем только положительно влиять на его историю.
Кто помогает приёмным родителям в Красноярске?
Поддержкой детей-сирот и приёмных семей в Красноярском крае вот уже шестой год безвозмездно занимается Фонд «Счастливые дети». В нем работают несколько сотен волонтеров. Любой желающий может помочь, став наставником, принять участие в мероприятиях и реализации новых проектов.
Телефон: (391) 215-06-15
Сайт: happydeti24.ru
Соцсети: «ВКонтакте»
Фонд реализует множество програм, которые выручают и приёмных родителей. Одна из основных — это «Дети дома». Она направлена на помощь в адаптации детей в приёмной семье, выстраиванию гармоничных детско-родительских отношений и предотвращения вторичного сиротства.
Сопровождение семьи предусматривает:
- психологическую диагностику ребёнка, семьи (по запросу);
- психологическую поддержку семьи: консультации психолога, социального работника (лично и по телефону);
- помощь в решении проблем обучения приёмных детей (услуги репетиторов по основным предметам и логопеда);
- оказание медицинской помощи детям (услуги массажиста, стоматолога и пр.).
Для приемных семей проводят:
- клуб приёмных родителей (семинары, «группы поддержки», тренинги для родителей, просмотры и обсуждение фильмов и т.д.);
- «семейные квесты» для родителей с детьми;
- реабилитационный досуг для детей: занятия ОФП в Центре «Спортэкс», прокат на лошадях;
- совместный семейный досуг: экскурсии, мероприятия, различные мастер-классы.
Все услуги для приемных семей предоставляются бесплатно. Подробная информация на сайте: happydeti24.ru и по телефону (391) 215-06-15.
Беседовала Анастасия Щепетова, интернет-газета Newslab, фото — семьи Светланы Ищук