Все дело в сжигании
По данным СГК, с началом отопительного сезона выбросы от электростанций в атмосферу практически не изменились в сравнении с теми, что были летом. До начала отопительного сезона станции также работали — вырабатывали электроэнергию и поставляли в дома горячую воду.
В сильный мороз котлы выходят на пиковый режим работы, но сейчас такой необходимости нет — потому и количество выбросов в секунду не изменилось. Просто некоторые котлы теперь работают дольше, чем работали летом.
Что до проблемы загрязнения, то она, по словам Константина Кушнира, всегда носит комплексный характер. Не приходится говорить, что кто-то один виноват в отдельно взятом регионе и отдельно взятом городе. Например, если говорить о Красноярске, то одной из причин загрязнения называют сжигание большого количества угля. При том, наиболее негативно влияет сжигание неэффективное, например, в устаревших котельных и частных домах.
«Нельзя обвинять граждан в том, что им нужно отапливать свои дома. Но уголь сейчас — самый доступный вид топлива. И когда он сжигается неэффективно, это приводит к большому количеству выбросов. Причем, химический состав этих выбросов кардинально отличается от того, который выдают электростанции в режиме генерации. Именно из-за неэффективного сжигания из твердых частиц угля формируется видимая часть смога — при правильном сжигании твердые частицы сгорели бы. К тому же, на экологическую обстановку влияют крупная промышленность и городская застройка. Например, строительство так называемых „кварталов-каньонов“, что выстраиваются в ряд у магистралей, из-за чего нарушается изначальная природно-ландшафтная архитектура, что в свою очередь приводит к накоплению выбросов», — объясняет Константин Кушнир.
По мнению экспертов СГК, один жилой дом в среднем сжигает за отопительный сезон порядка 10 тонн угля. Котельная за тот же период сжигает в 10 раз больше, но при этом производит несоизмеримо больше тепла. А ТЭЦ, в свою очередь, по эффективности в три раза превосходит любую котельную.
При этом, по словам директора Института экологии и географии СФУ Руслана Шарафутдинова, на экологическую ситуацию в городе влияет такое явление, как «инверсия», когда из-за перегревания атмосферы вредные вещества не могут покинуть воздух над Красноярском:
«Повышение концентраций загрязняющих веществ в воздухе нашего города отмечается в периоды неблагоприятных метеорологических условий, одним из которых является температурная инверсия в пограничном слое атмосферы. В таких условиях загрязняющие вещества скапливаются под инверсионной „крышкой“, а мощность инверсионного слоя определяет время, в течение которого содержание различных соединений в воздухе превысит установленные нормативы», — рассказал Руслан Шарафутдинов.
Миллиард — на экологию
В 2021 году СГК планируют продолжить запланированную экологическую модернизацию предприятий Красноярска. Планируется установка приборов непрерывного контроля на всех трубах красноярских электростанций — к середине 2021 года система пройдет пуско-наладочные работы и заработает в плановом режиме. В данный момент приборы работают в тестовом режиме, после которого будет произведена их апробация.
Планируется также заместить устаревшие угольные котельные, что, по прогнозам СГК, даст ощутимый положительный эффект для экологии города. В теории возможна также прокладка тепловых сетей для замещения котельных и печей в частных домах. Однако, по оценкам экспертов, чтобы проложить тепловые сети к 1500 домов, нужно порядка 10 млрд рублей; в эту сумму не входит заводка трубы отопления непосредственно в частный дом. Пока что не ясно, кто может взять на себя подобные расходы.
По словам Константина Кушнира, за последние 10 лет валовые выбросы предприятий СГК снизились минимум на 20%, а выбросы Красноярских ТЭЦ — на 28%.
«Значительные суммы мы тратим на поддерживающие мероприятия, чтобы системы газоочистки работали на проектном уровне — мы обязаны ежегодно поддерживать ту степень очистки, которая указана в паспортах систем. Кроме того, за год в компании проходит порядка 20-30 проверок, из которых примерно 3 проверки выявляют превышения по выбросам на отдельных станциях. Каждый такой случай мы разбираем. Чаще всего это либо ошибки в нормировании, заложенные в методику оценки воздействий; либо вина персонала, который не должным образом эксплуатировал котел», — рассказал Константин Кушнир.
Вместе с модернизацией растут и расходы компании. Если в 2017 СГК потратила на экологические проекты полмиллиарда рублей, то в 2019 — уже 1 млрд 300 млн рублей. К октябрю 2020 года расходы компании составили порядка 1 млрд рублей. Говорить о расходах в 2021 году пока рано — сейчас идет согласование бюджета. Но при этом, известно, что в 2021 году компания планирует установить на Красноярской ТЭЦ-1 три электрофильтра, и установка каждого из них обойдется в 300-350 млн рублей.
«У Красноярской ТЭЦ-1 степень очистки составляет 95 %, при этом на такой мощной станции там стоят устаревшие фильтры, эффективность которых невозможно поднять больше 95 %. Мы стремимся повысить степень очистки минимум до 98 % — после завершения модернизации это станет возможным,» — пояснил Константин Кушнир
В СГК планируют, что полный эффект от модернизации Красноярской ТЭЦ-1 будет достигнут до конца 2024 года — к этому времени предполагается смонтировать и запустить все электрофильтры. Такой длительный промежуток времени связан в первую очередь с тем, что ТЭЦ-1 — действующий объект, который обязан поставлять городу тепло и электричество. Существует график вывода котлов в резерв — именно во время резервного периода к котлам и будут подключать электрофильтры.
К концу 2020 года на Красноярской ТЭЦ-1 планируется смонтировать электрофильтр, который будет запущен в начале 2021 года. Затем в течение 2021 года планируется запустить в работу еще два электрофильтра.
В СГК отмечают, что из-за старой системы газоочистки, установленной на станции, дым из новой трубы сейчас серый, как и раньше. Когда заработают все электрофильтры, дымовые газы очистятся и станут белыми зимой и практически бесцветными летом, как сейчас на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.
В 2014 году был принят закон, согласно которому вся промышленность включая энергетику, должна перейти на принцип наилучших доступных технологий — и внедрить эти технологии на своих объектах. Нарушителям грозят огромные штрафы, в том числе и за выброс загрязняющих веществ.
В 2015 в СГК сформировали программу модернизации и выявили главные «болевые точки» — в частности, оказалось, что одним из самых сложных объектов программы является красноярская ТЭЦ-1. Остальные предприятия не требовали таких масштабных изменений — по крайней мере, не нужно было сносить старые трубы и строить новую. Поэтому работы на Красноярской ТЭЦ-1 уже несколько лет остаются приоритетными для СГК.