Покоряя фронтир
28 октября в Енисейском районе недалеко от поселка Высокогорский началось строительство седьмого, самого северного моста через Енисей. Новый мост обеспечит транспортную связь между центральными районами края и Северо-Енисейским районом в течении всего года. По оценке краевого правительства, с появлением моста скорость грузовых и пассажирских перевозок от Енисейска до поселка Северо-Енисейский возрастет в 3-4 раза.
Во время церемонии открытия губернатор Красноярского края Александр Усс отметил значимость данного объекта не только для Ангаро-Енисейского экономического района, но и для Красноярского края в целом:
«На этой территории находятся наши значимые предприятия горнорудной промышленности, там же есть большие интересы у лесной отрасли. Северная группа районов края обладает мощнейшими резервами — по самым скромным подсчетам, в ближайшие годы здесь в качестве инвестиций будет вложено порядка 180 млрд рублей, а это означает более 20 тысяч рабочих мест и серьезный прирост налогового потенциала. Но самое главное — там живут наши люди, и строительство этого моста сделает для них ближе и доступнее „большую землю“», — сказал губернатор.
К слову, интересный факт — в 2002 году предвыборная программа Александра Усса называлась «Семь мостов в будущее». Одним из «мостов», то есть приоритетных направлений программы, было как раз создание развитой транспортной сети края, как необходимого условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, базы для создания новых производств и новых рабочих мест. А также для более полного освоения территории края.
В беседе с журналистами губернатор дополнительно рассказал, что изначально строительство моста планировалось в 2021 году. Но правительству края удалось совместно с коллегами из федеральных министерств сдвинуть сроки — и фактически, строительство началось на год раньше запланированного.
Стоит отметить, что Северо-Енисейский район — крупнейший Российский центр золотодобывающей промышленности. Он обеспечивает 25 % общероссийской и 79,5 % краевой золотодобычи. Но при этом, имея высокую инвестиционную привлекательность, район большую часть года остается труднодоступным для автомобильного транспорта.
Новый мост позволит решить проблему транспортной инфраструктуры участников инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» — общий объем инвестиций проекта составляет 183,5 млрд рублей на период до 2027 года. При этом стоимость строительства моста составляет примерно 6,5 млрд рублей.
Строительство моста включено в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года». Средства в объеме 8,3 млрд рублей предусмотрены в равных долях за счет краевого и федерального бюджетов. При этом, по словам Александра Усса, 1 млрд рублей, сэкономленный при заключении контракта на строительство моста, будет направлен на развитие дорожной инфраструктуры.
Другая жизнь
Во время торжественной церемонии Александр Усс и глава Енисейского района Александр Кулешов оставили свои подписи на стеклянной стеле, установленной на месте начала строительства моста.
«Жители нашего района и соседних территорий многие десятилетия ждали этого моста. Как правило, все предвыборные компании, которые здесь проводились, касались его строительства. К счастью, это получилось у Александра Викторовича, за что мы ему благодарны», — подчеркнул глава Енисейского района.
Строительство нового моста создаст предпосылки для формирования новой автодорожной оси, соединяющей центр края с его северо-восточными районами. Прежде всего с Мотыгинским районом, и далее с Богучанским и Кежемским районами — население этих территорий составляет порядка 100 тысяч человек.
Депутаты Заксобрания, присутствовавшие на церемонии открытия, рассказали, что не только экономика края, но и качество жизни местного населения после завершения проекта — изменится кардинально. Например, депутат Вячеслав Каминский уверен, что через 20-25 лет местные жители уже не будут представлять себе жизни без связи с «большой землей»:
«Я прожил в Енисейском районе 32 года, и мне сложно подобрать слова, которые в полной мере описывали бы значимость данного проекта. Местные жители сейчас очень скованы в транспортном плане. Например, на Новый год люди не могут просто поехать домой — порой им даже приходится ждать, каким „попутным“ вертолетом они смогут добраться до места назначения. С появлением моста местное население сможет удовлетворить любую транспортную потребность. И то, что Красноярский край смог позволить себе софинансировать такой проект — большое достижение», — отметил Каминский.
Новый мост свяжет 17 правобережных населенных пунктов от поселка Высокогорский до поселка Северо-Енисейский. Исчезнет необходимость в содержании парома и создании «зимников» — ледовых переправ, единственной целью существования которых является обеспечение связи между перевалочными базами и конечной точкой маршрута.
Длина Высокогорского моста составит 1 196 м (с учетом подходов — 2 082 м), ширина — 11,5 м, высота надводной части — 18 м. Помимо строительства моста запланировано строительство дороги «Обход Высокогорского» длиной 4 км и дороги «271 км автодороги „Енисейск“ — Высокогорский» длиной 6 км.