Не откладывая в долгий ящик, пока впечатления ещё более-менее свежи, приступим к разбору третьего конкурсного дня. Как я уже говорил, конкурсная программа в этот день была особенно сильной – мой верный блокнотик для записей аж в результате развалился от напряженного фиксирования всего и вся, так что мне тут в буквальном смысле приходится восстанавливать всё по листочкам. Работающий в кабинете вентилятор привносит новые краски в это занятие; впрочем, я опять отвлекаюсь.
Некоторые перемены были заметны с первых же минут работы третьего дня – вместо Татьяны Ушаковой, отлично отработавшей два первых дня, вести фестиваль вместе с Михаилом Ильиным на сцену вышла Пелагея. (Ушакова, впрочем, блеснула на закрытии, исполнив ещё одну песню про Саянское кольцо; такую же безжизненную, как и первая, хотя в неё, видимо, вспомнив в последний момент, что
Началось всё с выступления Симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии – что выглядело несколько странно, хотя и небезынтересно. А вот сразу за ними уже началось интересное – вышел новосибирский дуэт «Сандал», девочка с голосом, мальчик с разнообразной перкуссией плюс электронные подложки с ноутбука. Они собирают фольклор народов мира, поют на арабском, древнееврейском и языках африканских племён, и так далее. Девушка-солистка у них совершенно потрясающая – красотка, отличный проникновенный голос, фантастическая пластика. Исполнили и несколько собственных песен на русском – вполне отличный этно-фьюжн с электроникой, готовые звезды в этом направлении. То есть, серьёзно – их хоть сейчас выпускай на диске, и пойдёт у ценителей просто на отлично. Я бы с удовольствием посмотрел на их сольный концерт подлиннее.
Дальше был ансамбль горлового пения «Эртине» под управлением Конгар-оола Ондара. Кто на «Саянском кольце» не знает Конгар-оола? Он, по моему, с самого первого фестиваля появляется там каждый год – и ему, надо сказать, всегда рады. С этим ансамблем своих учеников (самым старшим – 16—17, самому младшему – семь; некоторые из них, как я понял, питомцы Кангар-Оола вовсе не в переносном смысле, не исключено, что и все) он, впрочем, выступал впервые. Тувинские традиционные инструменты, горловое пение – вроде на «СК» такого дела до чёрта, но под руководством Конгар-оола всё это получается
За тувинцами вышли русские из довольно известного, насколько я понимаю, коллектива «ВеданЪ КолодЪ». Эти четверо реконструируют музыку древний Руси, сами делают себе инструменты – в их распоряжении гусли, жалейки, варганы, окарины и прочие радости. Получается такой густой славянский фолк, с очень минималистичным, но экспрессивным музыкальным рядом. При этом в плане настроения в их песнях (наполовину народных, наполовину авторских – хотя на концерте где которая, не разберёшь) доминирует такая звонкая тревожность – так, наверное, мог бы ощущать себя каждый день человек, живущий в крохотной деревушке, которую со всех сторон обступает дремучая тайга. Если б кто надумал снимать какой-нибудь славянский хоррор про старообрядцев, музыки лучше, наверное, не нашлось бы.
А вот после них была первая настоящая фантастика. Называлась она «Иркутский ансамбль аутентичной музыки» — это три человека, один мужик и две женщины, которые занимаются сохранением и восстановлением традиции полифонического народного пения, некогда распространенного в районах, затопленных при строительстве Ангарской ГЭС и подготовляемых к затоплению при строительстве Богучанской ГЭС. Три голоса, звучащие не в унисон, а следующие каждый своей линии, длиннющие, очень протяжные и невероятно проникновенные песни – при этом перед каждой объявлялось, откуда она. То есть, они говорят «Село
Затем, после короткого перерыва на вручение диплома представителю так и не приехавшей немецкой группы с непроизносимым названием (ладно, для любопытствующих – “Satolstela Mandefranz”, круто, правда?), фантастика продолжилась. На этот раз за неё отвечали абаканцы,
На этом могучем фоне новосибирцы из «Иволги»
Тувинцы “
(Ух как длинно получается, но ничего, уже недолго)
А под занавес конкурсной программы была фантастика номер 3. Якутский коллектив «Айархаан» — говорят, уже завсегдатаи фестиваля, но я, понятное дело, видел их впервые. Вышли на сцену три тётки в аутентичных нарядах, у каждой по хомусу – и сделали
Уф. Ну что – на очереди ещё гости. Их было меньше количеством, но зато про некоторых придётся писать пообъёмнее. Ждём завершения, в общем.
С фестивальным (всё ещё) приветом, С.М.