Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Саянское кольцо. День третий – финишируем. (Vol. 1)

Саянское кольцо. День третий – финишируем. (Vol. 1)

15.07.2008
21

Не откладывая в долгий ящик, пока впечатления ещё более-менее свежи, приступим к разбору третьего конкурсного дня. Как я уже говорил, конкурсная программа в этот день была особенно сильной – мой верный блокнотик для записей аж в результате развалился от напряженного фиксирования всего и вся, так что мне тут в буквальном смысле приходится восстанавливать всё по листочкам. Работающий в кабинете вентилятор привносит новые краски в это занятие; впрочем, я опять отвлекаюсь.

Некоторые перемены были заметны с первых же минут работы третьего дня – вместо Татьяны Ушаковой, отлично отработавшей два первых дня, вести фестиваль вместе с Михаилом Ильиным на сцену вышла Пелагея. (Ушакова, впрочем, блеснула на закрытии, исполнив ещё одну песню про Саянское кольцо; такую же безжизненную, как и первая, хотя в неё, видимо, вспомнив в последний момент, что фестиваль-то этнический, всунули ближе к концу крохотный кусочек горлового пения). С Ильиным в связи с появлением Пелагеи произошли довольно забавные изменения – он ни с того ни с сего вдруг начал очевидно стараться произвести на Пелагею как можно больше впечатления. Выглядело это чрезвычайно забавно; и позже, уже во время выступления певицы, мы все отлично поняли Михаила – видимо, когда рядом с тобой, буквально на расстоянии вытянутой руки, оказывается ТАКОЕ, всякие механизмы контроля в голове попросту отказывают от перегрузки энергии.

Началось всё с выступления Симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии – что выглядело несколько странно, хотя и небезынтересно. А вот сразу за ними уже началось интересное – вышел новосибирский дуэт «Сандал», девочка с голосом, мальчик с разнообразной перкуссией плюс электронные подложки с ноутбука. Они собирают фольклор народов мира, поют на арабском, древнееврейском и языках африканских племён, и так далее. Девушка-солистка у них совершенно потрясающая – красотка, отличный проникновенный голос, фантастическая пластика. Исполнили и несколько собственных песен на русском – вполне отличный этно-фьюжн с электроникой, готовые звезды в этом направлении. То есть, серьёзно – их хоть сейчас выпускай на диске, и пойдёт у ценителей просто на отлично. Я бы с удовольствием посмотрел на их сольный концерт подлиннее.

Дальше был ансамбль горлового пения «Эртине» под управлением Конгар-оола Ондара. Кто на «Саянском кольце» не знает Конгар-оола? Он, по моему, с самого первого фестиваля появляется там каждый год – и ему, надо сказать, всегда рады. С этим ансамблем своих учеников (самым старшим – 16—17, самому младшему – семь; некоторые из них, как я понял, питомцы Кангар-Оола вовсе не в переносном смысле, не исключено, что и все) он, впрочем, выступал впервые. Тувинские традиционные инструменты, горловое пение – вроде на «СК» такого дела до чёрта, но под руководством Конгар-оола всё это получается как-то особенно ярко и смачно. Сам Кангар-Оол – отличный шоумен, много общается с публикой, шутит, ярко представляет своих учеников, в общем, делает всё, чтобы концерт запомнился. Самая первая песня, посвященная Енисею, была вообще сногсшибательная – правда, одна знакомая утверждает, что эту песню исполняет чуть ли не каждый первый тувинский коллектив. Но я лично не против – хорошая ведь вещь.

За тувинцами вышли русские из довольно известного, насколько я понимаю, коллектива Группа Веданъ Колодъ (фото Новикова Н.) «ВеданЪ КолодЪ». Эти четверо реконструируют музыку древний Руси, сами делают себе инструменты – в их распоряжении гусли, жалейки, варганы, окарины и прочие радости. Получается такой густой славянский фолк, с очень минималистичным, но экспрессивным музыкальным рядом. При этом в плане настроения в их песнях (наполовину народных, наполовину авторских – хотя на концерте где которая, не разберёшь) доминирует такая звонкая тревожность – так, наверное, мог бы ощущать себя каждый день человек, живущий в крохотной деревушке, которую со всех сторон обступает дремучая тайга. Если б кто надумал снимать какой-нибудь славянский хоррор про старообрядцев, музыки лучше, наверное, не нашлось бы. 

А вот после них была первая настоящая фантастика. Называлась она «Иркутский ансамбль аутентичной музыки» — это три человека, один мужик и две женщины, которые занимаются сохранением и восстановлением традиции полифонического народного пения, некогда распространенного в районах, затопленных при строительстве Ангарской ГЭС и подготовляемых к затоплению при строительстве Богучанской ГЭС. Три голоса, звучащие не в унисон, а следующие каждый своей линии, длиннющие, очень протяжные и невероятно проникновенные песни – при этом перед каждой объявлялось, откуда она. То есть, они говорят «Село такое-то, затоплено в 1960 году», и затягивают такую невероятную песнь – и, знаете, реально мурашки по коже от этого, и от песни, и от осознания того, что места-то, где песня родилась, не существует больше на свете. На фестивале были зарубежные гости, которые, как я понял, собирали материал для возможных приглашений артистов на свои этно-фестивали – так вот, на второй песне ансамбля они буквально вывалились из-за кулис и тут же принялись записывать выступление в буквальном смысле с открытыми ртами. Понять их было нетрудно.

Затем, после короткого перерыва на вручение диплома представителю так и не приехавшей немецкой группы с непроизносимым названием (ладно, для любопытствующих – “Satolstela Mandefranz”, круто, правда?), фантастика продолжилась. На этот раз за неё отвечали абаканцы, этно-рок группа «Иренек Хан» — домра, хакасский струнный инструмент, издающий такое замечательное низковатое скрипение, плюс роковая ритм-секция, басист и гитарист. Совершенно сногсшибательный этно-рок, в котором традиционные хакасские песни обыгрываются в мощном рок-звуке. Очень ладно и грамотно всё выстроено – первая песня, к примеру, довольно долго тянулась совершенно традиционным народным образом, а потом вдруг включились ударник и басист, и стало совершенно фантастически. У группы «Ят-ха» в лучших вещах есть этот сплав народного степного гипноза и дикого рок-драйва. Финальная песня была вообще чистый рок-хит – басист даже немного попрыгал мячиком.

На этом могучем фоне новосибирцы из «Иволги» как-то существенно потерялись – впрочем, в их инструментальном арт-роке на этнической основе и без фона ничего такого особенного нет. Местами начинался чистый «Иван Купала» — что у ансамбля «Солнцеворот» за день до этого выходило лучше. Под конец, впрочем, разошлись – выдали шикарную песню а капелла и финишировали очень забойной композицией с балалайкой.

Тувинцы Ug-Shig вытащили на сцену натурального шамана – тот для начала поджёг какие-то травки (гусары, молчать!) и обкурил ими бубен, а дальше началась такая шаманская медитация на полчаса примерно, очень здоровская. Потом были бодрые полячки из группы Zespol Polski Marii Polinowskiej, игравшие на скрипках, бубнах, цимбалах и ещё каких-то неопознаваемых инструментах, которые они вроде бы восстанавливали сами по старым рисункам и записям. Играли яркий и пружинистый польский фолк, почти танцевальный – что несколько контрастировало с шаманской мрачностью предшествовавших им тувинцев, но в целом звучало отлично. Одна песня была и вовсе совершенно замечательная. Унесли домой победу в номинации «Лучший зарубежный проект».

(Ух как длинно получается, но ничего, уже недолго)

А под занавес конкурсной программы была фантастика номер 3. Якутский коллектив «Айархаан» — говорят, уже завсегдатаи фестиваля, но я, понятное дело, видел их впервые. Группа Айархаан (Фото Нокикова Н.)Вышли на сцену три тётки в аутентичных нарядах, у каждой по хомусу – и сделали что-то такое, от чего голова шла кругом. Они мало того, что пели и играли одновременно – часто они даже не пели, а издавали звуки, топот лошади, или завывание ветра в лесу, и это было как что-то с другой планеты, какой-то тотальный звуковой авангард. Вот что, оказывается, можно творить, имея только три хомуса и необузданную фантазию – они то использовали их, как перкуссию, то выдавали натуральную стену звука, как будто на сцене, я не знаю, группа Sonic Youth со всеми их гитарами. Это была феерия и фантастика – а особенно трогательно было, что в перерывах между этим лютым звукоизвлечением они общались с публикой невероятно скромно и трогательно, как чрезмерно воспитанные девочки детсадовского возраста. Говоря совсем коротко – полный отвал башки.

Уф. Ну что – на очереди ещё гости. Их было меньше количеством, но зато про некоторых придётся писать пообъёмнее. Ждём завершения, в общем.
С фестивальным (всё ещё) приветом, С.М.

Рекомендуем почитать