Главная
>
Справка
>
Досье
>
Шодиев Фаттах Каюмович

Шодиев Фаттах Каюмович

предприниматель, один из крупнейших бизнесменов Центральной Азии Шодиев Фаттах Каюмович

предприниматель, один из крупнейших бизнесменов Центральной Азии

Дата рождения: 15 апреля 1953 г.

Образование

В 1976 c отличием окончил МГИМО, факультет «Международное право». Защитил кандидатскую диссертацию по политологии в Дипломатической Академии МИД России и получил степень Доктора политических наук.

Один из крупнейших предпринимателей Центральной Азии, владелец ряда казахстанских и международных компаний.

Фаттах Шодиев: отличия российской и западной моделей благотворительности

«За последние двадцать лет, — отмечает Фаттах Шодиев, — благотворительность в России стала важной частью современной социальной жизни россиян. Под благотворительностью мы обычно понимаем безвозмездную добровольную помощь другим людям. Эта помощь может носить как материальный, так и любой другой характер».

Фаттах Шодиев рассматривает российскую модель благотворительности как сложную и многообразную структуру. Многие ученые, специализирующиеся на изучении благотворительности считают, что российская модель филантропии полностью сформировалась, став одновременно и социально значимой моделью поведения людей. Но так ли это?

Российская модель благотворительности формировалась и видоизменялась на протяжении многих веков, сообщает Фаттах Шодиев. Зарождение практики отечественной благотворительности относится ко временам Древней Руси, и связано, прежде всего, с распространением христианства.

Далее Фаттах Шодиев поясняет, что в Средних веках филантропия стала основным видом деятельности русских братств. При этом, принятие новых указов, посвященных оказанию помощи разным группам населения, осуществлялось на государственном уровне.

Начиная с 18 века, в Российской Империи приоритетным видом благотворительности стало меценатство.

«Оно принимало форму выделения денег художникам и писателям, учреждения музеев, появления крупных библиотек, открытия галерей живописи», — описывает данный период Фаттах Шодиев.

Во время Второй мировой войны была возрождена традиция посылать деньги на нужды фронта. Анализируя данное явление, Фаттах Шодиев замечает, что средства направлялись централизованно, и их распределяло само государство.

Новым периодом формирования филантропии стало возникновение в России фондов, решающих самые разные социальные проблемы. В частности, поясняет Шодиев, оказывалась помощь и содействие научным и учебных проектам, семьям погибших и раненых военных, а также детским домам и лечебным учреждениям.

Фаттах Шодиев утверждает, что 90-е стали периодом энергичной помощи от различных иностранных организаций, таких, как Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Макартуров, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, а также — от зарубежных грантодателей. Шодиев объясняет этот факт тем, что система российских некоммерческих организаций тогда только формировалось.

Также в 90-х был принят по-прежнему актуальный Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Несмотря на схожесть с аналогичными европейскими и американскими законами о филантропии, этот закон не дает налоговых льгот предпринимателям, выделяющим средства на помощь нуждающимся.

Фаттах Шодиев специально останавливается на том, что в западной модели благотворительности предполагаются налоговые послабления для участвующего в ней бизнеса. К примеру, в Европе частные благотворительные объединения, освобожденные от существенной доли налогов, создают позитивный пример для других фирм, компаний и организаций.

Шодиев утверждает, что в конце 2008 и начале 2009 годов мировой экономический кризис заметно снизил благотворительную активность в России. Коммерческий сектор пытался удержаться на плаву, и в такой ситуации количество пожертвований заметно снизилось. Но в 2013 году среди россиян появилась устойчивая тенденция — регулярная волонтерская деятельность.

Ну а на сегодняшний день, подытоживает Фаттах Шодиев, идет процесс формирования коалиций разнообразных организаций, которые могут, благодаря этому, заниматься масштабными благотворительными проектами. При этом, отмечается подъем благотворительности во всех российских регионах.

Однако благотворительные возможности российского общества, считает Фаттах Шодиев, во многом еще предстоит реализовать:

«Надо отметить при этом, что единичные пожертвования, вызванные внезапно возникшим желанием помочь, и оказание помощи на постоянной основе существенно отличаются друг от друга. Следует обратить внимание на тот исторический факт, — объясняет Шодиев, — что благотворительные практики, сформировавшиеся в Российской Империи, после революции были забыты. А в Европе и Америке ничто не мешало этим практикам расти и усложняться».

Фаттах Шодиев: исторические корни западной благотворительности

Западная модель благотворительности основана на том, что помощь другим является тем действием, что не выходит из ряда вон, а является привычным. Такое восприятие и поведение сформировалось благодаря общей стратегии инклюзивности. Говоря проще, на Западе помогать начинают с малых лет и продолжают делать это во взрослой жизни.

Фаттах Шодиев перечисляет четыре модели некоммерческих организаций (НКО) существующих в Европе:

  • Англосаксонская — приватные некоммерческие организации как альтернатива государственным структурам;
  • Рейнская — государство принимает участие в работе НКО;
  • Латинская — центральное место в благотворительности занимает церковь, а государство является связующим элементом;
  • Скандинавская модель — основана на государственной общественной системе и древних обычаях волонтерской деятельности.

Фаттах Шодиев в качестве иллюстрации сообщает, что в Германии, Швейцарии и Бельгии наиболее распространенной является интернациональная благотворительность, и на нее поступает наибольшее количество собранных средств.

В то же время, во Франции и Испании наиболее охотно оказывают помощь людям, оказавшимся в беде. Так, во Франции треть всей собранной на благотворительность суммы идет на глобальные системные общественные проекты, а в Испании заняты преодолением нищеты и вопросам защиты детей.

«В Нидерландах и Великобритании, — замечает Фаттах Шодиев, — чуть меньше половины всех собранных средств отдается церкви».

Сравнение моделей благотворительности: Запад и Россия

Фаттах Шодиев перечисляет показатели развития российской благотворительности, среди которых:

  • значительные размеры денежных капиталов;
  • высокая стоимость передаваемой на благотворительность недвижимости;
  • ежегодные доходы и расходы благотворительных обществ;
  • существенное количество благотворительных обществ и повсеместная распространенность;
  • применение современных технологий в осуществлении помощи;
  • также высокий статус общественной благотворительности как вида деятельности.

«В отличие от США и Европы, российские филантропы не имеют столь сильного участия структур власти в своей деятельности», — объясняет Фаттах Шодиев.

Однако недавние тенденции показывают, что государство желает скорейшего формирования повсеместных обычаев филантропии, принимая деятельное участие в этих процессах.

«Трендом российской благотворительности последних лет, — уверен Фаттах Шодиев, — можно считать то, что по всей стране фонды начали объединять усилия и добиваться законодательных инициатив по ранее не поднимаемым темам».

Например, поднимаются вопросы поддержки психоневрологических интернатов.

«Другой тренд российской благотворительности, — полагает Шодиев, — ее социальный контекст».

Медийные персоны и известные личности привлекают внимание к благотворительности и способствуют широкому обсуждению социальных проблем. На сегодняшний день большое влияние на развитие благотворительности в России оказывают фонды, за которыми стоят известные личности — политики, бизнесмены, спортсмены, певцы, актеры, спортсмены и т.д.

С помощью распространения цифровой коммуникации сегодня благотворительностью в России может заниматься любой человек, желающий это сделать. Теперь это можно сделать за экраном монитора. Именно такая практика благотворительности в последнее время стала весьма актуальной.

Институт филантропии и его роль в эпоху пандемии

«Последний год планета была охвачена разными штаммами COVID-19. Но у этой глобальной неопределенность, что характерно, есть и позитивный момент. В структуре благотворительности, — отмечает Фаттах Шодиев, — происходит концептуальная трансформация благотворительных практик. С их помощью есть возможность получить глубокие практические знания и выводы. Коронавирус сделал обычным делом помощь незнакомцам, а полномасштабное участие в этом процессе государственных и коммерческих благотворителей дает возможность заново осмыслить практики благотворительности и ее подлинное значение для социума».

Фаттах Шодиев, комментируя ситуацию с пандемией, говорит:

«Одной из самых первых реакций на пандемию стало предоставление гуманитарной и социальной помощи тем, кто больше всего в этом нуждался — людям без достатка, потерявшим работу, а также большим малоимущим семьям. Например, в Узбекистане представительство нашего Фонда запустило общий благотворительный проект с Министерством юстиции. За минимальное время Фондом было собрано и доставлено все самое необходимое для самых незащищенных групп населения в период пандемии коронавируса. Это люди преклонного возраста, а также малоимущие семьи, у которых нет денег даже на еду, не говоря уже о профилактических средствах от коронавируса».

Этот подлинно человечный поступок стал примером для других предпринимателей, имеющих крупный бизнес, а значит — и широкие возможности для благотворительности. Бизнесмены начали распространять такие же наборы необходимых в пандемию защитных средств и продуктов питания. Тем самым было спасено множество малоимущих семей.

Следующим этапом стала поддержка Института Вирусологии в Ташкенте, создание медицинских пунктов на территории России и поддержка граждан Узбекистана в России.

«Подытоживая, — резюмирует Фаттах Шодиев, — хочется отметить, что благотворительность в России, при всех ее достижениях, пока не может победить массовую бедность, социальные патологии, заменить несформировавшиеся государственные структуры здравоохранения, образования, культуры, а также исправить низкую эффективность системы государственной социальной помощи. Но что не может не радовать — так это то, что культура благотворительности в России, отличаясь от стандартных моделей благотворительности Европы и США, находится на верном пути своего становления!».