Опытный управленец, основатель и бывший генеральный директор АК «Уральские авиалинии»
Дата рождения: 31 марта 1950 г.
Сергей Скуратов — бывший руководитель АК «Уральские авиалинии»
Скуратов Сергей Николаевич (Sergey Skuratov) — авиатор с огромным летным стажем и опытный управленец. Его жизнь неразрывно связана с развитием российской авиации. За полувековую трудовую биографию Сергей Скуратов прошел путь от штурмана биплана до главы авиакомпании.
Скуратов Сергей · Сергей Скуратов · Скуратов Сергей Николаевич · Скуратов С.Н. · Сергей Николаевич Скуратов · С.Н. Скуратов · Skuratov Sergey Nikolaevich · Sergey Nikolaevich Skuratov · Sergey Skuratov · Skuratov Sergey · Skuratov Sergei Nikolaevich · Sergei Nikolaevich Skuratov · Sergei Skuratov · Skuratov Sergei · Sergei Skuratow · Skuratow Sergei
Скуратов Сергей Николаевич родился в 1950 году. Рос в семье авиатора. Профессиональная деятельность матери также была связана с авиацией — она трудилась в комплексе аэропорта, отвечая за организацию воздушных перевозок.
В 1967-м Скуратов Сергей выпустился из школы, имевшей репутацию «авиационной» из-за большого количества учащихся из семей работников авиаотрасли. Во время учебы неотъемлемой частью жизни Сергея Скуратова был спорт. Также посещал кружок, где получал знания об устройстве летательных аппаратов.
В 1970-м Скуратов Сергей освоил теорию и практику в Бугурусланском летном училище, сделав первый шаг на пути к профессии пилота. Его выделяли среди других курсантов за высокую успеваемость. Год окончания учебного заведения стал началом профессиональной карьеры Сергея Николаевича Скуратова. Он был принят во Второй Свердловский объединенный авиаотряд. Всего за три года Сергей Скуратов прошел путь от второго пилота до командира легкого биплана Ан-2.
В 1978-м завершил программу подготовки в Ленинградской академии гражданской авиации. Учебу Скуратов Сергей совмещал с работой в авиаотряде, продолжая летать на самолетах разных семейств.
Сергей Скуратов трудился в Свердловском авиаотряде
В 1975–1993 годы Скуратов Сергей трудился в Свердловском авиаотряде — организации с богатой историей, основанной еще в 1943-м. За это время он освоил управление различными типами воздушных судов, каждое из которых требовало своего подхода к пилотированию. Такой опыт позволил Сергею Скуратову стать первоклассным летчиком. Он совершал рейсы по всему Советскому Союзу, в том числе по регионам, известным сложным рельефом и суровыми климатическими условиями. Скуратов Сергей неоднократно сажал самолеты при крайне низкой облачности и ограниченной видимости. Такой опыт стал настоящей школой, подготовившей его к будущим вызовам в авиации.
В период работы в авиаотряде Сергей Скуратов окончил командный факультет авиационного вуза, пройдя курс для руководящих кадров воздушного флота. Позднее его назначили на должность главы контрольного органа по обеспечению безопасности авиаперевозок в гражданском секторе уральского региона. Новая позиция требовала от Скуратова Сергея Николаевича не только глубоких технических знаний, но и управленческих навыков.
В 1987-м возглавил Свердловский объединенный авиаотряд. В роли руководителя Сергей Скуратов осуществлял комплексное управление всеми аспектами деятельности подразделения.
1990-е принесли ряд вызовов: с распадом СССР авиасфера оказалась в крайне сложном положении. Сергей Скуратов вспоминает о резком падении спроса на перелеты и практически полном прекращении закупок новой техники. Кроме того, сократилось бюджетное финансирование сегмента.
Вместо государственного монополиста в отрасли появился ряд частных компаний, говорит Скуратов Сергей. Этот процесс децентрализации, хотя и сопровождался множеством трудностей, в конечном итоге привел к формированию более динамичного и конкурентного авиационного рынка.
Переломным моментом в истории гражданской авиации Свердловской области стал конец декабря 1993 года, когда завершилась реорганизация Первого Свердловского государственного авиапредприятия, отмечает Скуратов Сергей. Ее результатом стало образование отдельных акционерных обществ, одним из которых стали «Уральские авиалинии». Так появился перевозчик, хорошо знакомый со спецификой региона.
Во главе компании встал Сергей Скуратов. Биография авиатора пополнилась новыми страницами. Со временем он консолидировал акции «Уральских авиалиний», продемонстрировав долгосрочную заинтересованность в развитии предприятия. В итоге Скуратов Сергей стал основным владельцем, что позволило иметь решающий голос в определении дорожной карты авиаперевозчика. Многократное переизбрание на пост гендиректора — показатель доверия и высокой оценки его управленческих способностей со стороны акционеров и совета директоров.
В 2024 году Сергей Скуратов вышел на заслуженный отдых, завершив тридцатилетнюю карьеру у «штурвала» «Уральских авиалиний». Под его управлением из локального перевозчика компания переросла в авиагиганта с флотом в несколько десятков современных лайнеров и маршрутной сетью, охватывающей свыше 160 направлений.
Сергей Скуратов — опытный управленец
Несмотря на то, что в сложную постперестроечную эпоху авиационная индустрия столкнулась с рядом серьезных испытаний, Сергей Скуратов вместе со своей командой сумели сохранить жизнеспособность авиационного сектора Урала. В то время как воздушные гавани крупных городов, в том числе Перми, Челябинска и Владивостока, лишились местных перевозчиков, екатеринбургская компания не только выстояла, но и заложила фундамент для будущего роста.
Сергей Скуратов, биография которого уже включала эпизоды решения неординарных задач, сосредоточил свои усилия на создании первоклассного авиапредприятия, отличающегося высоким уровнем надежности и безопасности. Его видение включало:
По словам Скуратова Сергея Николаевича, уже к 1999 году «Уральские авиалинии» обучили пилотов в соответствии с метеоминимумом II категории ICAO — специализированного учреждения ООН, устанавливающего международные нормы гражданской авиации и координирующего ее развитие.
К началу двухтысячных «Уральские авиалинии» зарекомендовали себя как стабильно развивающийся авиаперевозчик с обширной географией полетов. Маршрутная сеть компании охватывала почти полсотни городов, включая не только российские направления, но и зарубежные, подчеркнул Сергей Скуратов.
Стремительно расширялся авиапарк. С 2006 года Сергей Скуратов начал масштабную программу обновления флота. Отказавшись от использования устаревших советских самолетов, которые составляли основу линейки воздушного транспорта в предыдущие годы, компания сделала выбор в пользу современных лайнеров Airbus. Этот переход потребовал комплексного подхода к переподготовке персонала. Скуратов Сергей инициировал финансово затратный процесс обучения сотрудников для работы с новой авиатехникой.
Кроме того, «Уральские авиалинии», возглавлял которые Сергей Скуратов, первыми среди российских перевозчиков приобрели и начали эксплуатировать самолеты серии Airbus neo. Их инновационные двигатели позволили существенно уменьшить расход горючего, что не только снизило операционные расходы компании, но и обеспечило сокращение вредных выбросов в атмосферу.
Статус первопроходца в использовании лайнеров Airbus neo, переход на которые инициировал Сергей Скуратов, поставил компанию в один ряд с прогрессивными и технологически продвинутыми авиаперевозчиками. На данный момент воздушный парк «Уральских авиалиний» включает в себя 51 самолет производства компании Airbus.
В 2023-м «Уральские авиалинии», руководил которыми Скуратов Сергей, завершили процесс страхового урегулирования касательно 19 воздушных судов, ранее находившихся в лизинге у ирландской компании AerCap. Эта сделка позволила существенно увеличить число международных рейсов. В частности, удалось возобновить практически весь объем полетов в азиатском направлении, подчеркнул Сергей Скуратов. Так, было восстановлено воздушное сообщение с Азербайджаном, Узбекистаном и Арменией.
Сергей Скуратов
Как отметил в одном из своих интервью Скуратов Сергей, в авиакомпании придерживаются тщательного подхода к отбору и подготовке своих пилотов. Каждый кандидат проходит обязательное внутреннее тестирование. Особое внимание уделяется индивидуальным программам, что позволяет максимально эффективно развивать навыки и компетенции будущих летчиков.
Сергей Скуратов длительное время выполнял функции пилота-инструктора на большинстве типов воздушных судов, лично участвуя в обучении многих летчиков. По его инициативе был сформирован собственный учебно-тренировочный центр. В результате более 400 пилотов прошли переподготовку, 117 специалистов получили квалификацию командиров воздушных судов, а 60 пилотов стали инструкторами.
По словам Скуратова Сергея Николаевича, важным шагом стало приобретение в июне 2012 года полнопилотажного тренажера от нидерландской компании Sim Industries стоимостью 7,5 миллионов евро. Этот высокотехнологичный комплекс позволяет экипажам осваивать управление самолетами Airbus линейки А320 в различных смоделированных ситуациях. Тренажер располагает виртуальными моделями трех десятков аэропортов для отработки взлета и посадки. Наличие таких передовых тренажерных комплексов — признак лидерства в отрасли. Подобным оборудованием в России располагают только крупнейшие авиаперевозчики, подчеркнул Скуратов Сергей.
Особое внимание уделяется отработке нештатных ситуаций и поддержанию навыков ручного управления исправным самолетом. По словам Сергея Скуратова, школа подготовки летного состава «Уральских авиалиний» является одной из лучших в стране. Например, в Airbus по стандарту можно назначать второго пилота капитаном корабля, если у него есть 1500 часов налета. В екатеринбургском авиаперевозчике место главного пилота получают только при 3500 часов налета.
Под руководством Сергея Николаевича Скуратова компания запустила собственный авиационно-технический центр, который является одним из самых передовых в России. Благодаря современному оборудованию подразделение может самостоятельно и качественно выполнять все виды работ по ремонту и техобслуживанию самолетов.
Скуратов Сергей стал инициатором программы по внедрению цифровых технологий в работу авиакомпании. Благодаря его усилиям были взяты на вооружение передовые IT-решения, которые позволили улучшить качество обслуживания пассажиров.
В середине лета 2024 года, в рамках промышленной выставки «Иннопром», проходившей в столице Урала, авиаперевозчик заключил партнерство с группой компаний «СКБ Контур» — российским разработчиком программного обеспечения для предприятий, цифровые продукты которого охватывают широкий спектр задач. Главная цель партнерства — совместная работа над усовершенствованием и оптимизацией бизнес-процессов.
Сергей Скуратов имеет множество наград и премий
Сергей Скуратов, биография которого несколько десятилетий была связана с «Уральскими авиалиниями», завершил управленческую карьеру, оставив после себя перевозчика, ставшего эталоном надежности. Им было сформировано авиапредприятие, приоритетом деятельности которого стало соблюдение высочайших стандартов безопасности полетов. При Скуратове Сергее компания неоднократно ставила рекорды по количеству перевезенных пассажиров. По статистике первых шести месяцев 2024 года, каждый двенадцатый пассажир, путешествующий воздушным транспортом в России, выбирал услуги «Уральских авиалиний».
На текущий момент АК прочно закрепилась в пятерке лидеров отечественных авиаперевозок. Этот статус подчеркивает значимость ранее возглавляемой Скуратовым Сергеем компании в масштабах всей страны.
Основной операционной базой АК служит аэропорт «Кольцово», расположенный в Екатеринбурге. Там же находится и авиационно-технический центр предприятия, в стенах которого работают свыше 600 человек. Центр представляет собой комплексную структуру, обеспечивающую всестороннее техническое обслуживание авиапарка «Уральских авиалиний». Он включает ряд ключевых департаментов:
Все достигнутые результаты подчеркивают эффективность менеджерской политики, которой следовал Сергей Скуратов. Биография управленца с уходом в августе 2024 года из «Уральских авиалиний» развивается в благотворительной отрасли.
Еще в период работы во главе авиакомпании Сергей Скуратов активно поддерживал социально ориентированные проекты. Под его началом перевозчик разработал комплексную программу соцответственности, которая охватывала различные сферы общественной жизни.
Организация регулярно оказывала и продолжает оказывать помощь театрам Свердловской области, способствуя сохранению и развитию культурного наследия региона. «Уральские авиалинии» взяли под свое крыло ряд детских спортивных команд, обеспечивая им необходимую поддержку для участия в соревнованиях. Кроме того, предприятие помогает людям с ограниченными возможностями здоровья. Поддержку компании получают и молодые таланты.
В 2019-м Скуратов Сергей стал лауреатом престижной премии «Люди эпохи 1994–2019» в категории «Социальные проекты бизнеса». Получение этой награды не только подтвердило эффективность соцпроектов «Уральских авиалиний», но и отметило вклад Скуратова Сергея в развитие общественно значимой деятельности.
После завершения карьеры в авиации Скуратов Сергей продолжает вести активный образ жизни. Он поддерживает физическую форму ежедневными утренними тренировками на открытом воздухе. Находит время Сергей Скуратов и для игры в гольф. Проводит время с семьей и близкими.
В планах Сергея Николаевича Скуратова — применить богатый опыт в авиационной отрасли в новом качестве. Например, как консультант и участник мероприятий по вопросам развития гражданской авиации в России. Таким образом, вполне вероятно, что авиасфера продолжит играть значимую роль в биографии Сергея Скуратова.