Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае рассказал депутатам Законодательного Собрания о проблемах реализации их конституционных прав и свобод в 2020 году.
Доклад Семена Пальчина депутаты получили заранее, поэтому председатель комитета Анатолий Амосов попросил рассказать лишь об основных проблемах, которые требуют решения. Докладчик отметил, что год был сложным во всех отношениях. Пандемия коронавируса сказалась на социальном и экономическом положении всех жителей края. Но и в этих непростых условиях все социальные и экономические права и свободы коренных малочисленных народов соблюдались, за исключением некоторых фактов.
Общая численность коренных народов, проживающих в Красноярском крае в местах традиционного проживания, составляла 16 709 человек. Коренные малочисленные народы имеют низкий уровень качества жизни, который существенно отличается от комфорта, возможностей здравоохранения, образования, качества государственных и муниципальных услуг, доступных для людей, живущих в других территориях региона. Осуществление традиционных видов деятельности осложняется неблагоприятными природно-климатическими условиями, характерными для северных территорий. Все перечисленное обуславливает необходимость осуществления государственной поддержки коренных малочисленных народов.
Уполномоченный рассказал, что в 2020 году в его адрес поступило 75 обращений с сообщениями о 83 предполагаемых случаях нарушений прав, в том числе 6 коллективных обращений, под которым поставили подпись 92 человека. Эти обращения проанализированы, граждане получили разъяснения и консультации, необходимую помощь, по ряду обращений полностью или частично восстановлены законные права граждан, часть жалоб направлена в другие инстанции или находится в работе.
Уполномоченный заметил, что особую тревогу вызывает позиция министерства здравоохранения края, которое считает нецелесообразным размещение врачебных амбулаторий в населенных пунктах численностью менее тысячи человек. На Таймыре и Эвенкии всего по три таких поселения, еще 4 расположены в Туруханском районе. В большей же части населенных пунктов проживает не более 500 человек. Уполномоченный отметил, что врачи общей практики должны быть в каждом северном населенном пункте.
Уполномоченный также остановился на проблемах ветхого и аварийного жилья на Севере, на представлении государственных и муниципальных услуг мобильными службами: «Услуги должны предоставляться там, где человек живет. Если ему нужно ехать для этого из Сындасско в МФЦ в Дудинке, давайте будем компенсировать людям расходы на поездку!».
Во время обсуждения заместитель председателя комитета Валерий Вэнго предложил дополнить проект постановления по докладу еще двумя пунктами. Первый касается увеличения квот на добычу рыбы для лиц, ведущих традиционный образ жизни, за счет уменьшения квот на промышленный вылов водных биологических ресурсов. Второе предложение относится к реформе здравоохранения, которую проводит правительство. В районах Севера она ни к чему хорошему, по мнению депутата, не привела. В двух отдаленных поселках Таймыра — Воронцово и Сындасско были участковые больницы и было по два врача. По итогам реформы больницы ликвидировали, сделали ФАПы, врачи оттуда уехали, а фельдшеров до сих пор найти не могут, ФАПы до сих пор пустуют. Депутат рекомендовал предложить правительству, учитывая социальное значение, в срок до 1 ноября предоставить информацию о фактах ликвидации медицинских учреждений и преобразования участковых больниц в ФАПы на Таймыре, в Эвенкии и Туруханском районе с обоснованием управленческих решений.
Павел Семизоров в своем выступлении отметил, что при росте бюджета края в целом, на решении северных проблем продолжают экономить. Он предложил заслушать отчет правительства по решению северных проблем в текущем созыве.
Подводя итоги обсуждения отчета, председатель комитета Анатолий Амосов подчеркнул, что защита особых прав коренных малочисленных народов Севера заслуживает серьезного внимания: «Доклад Уполномоченного достаточно обстоятельный, в нем целая глава посвящена правам на экономическое развитие коренных малочисленных народов. Стоит отметить положительные тенденции в этой сфере: увеличилось число получателей мер государственной поддержки с 900 человек в 2018 году до 3256 в 2019 году. Эта поддержка предоставляется лицам, ведущим традиционную хозяйственную деятельность — оленеводам, охотникам, рыбакам. Цифры говорят о том, что появился позитивный сдвиг в развитии производственной деятельности — добыче мяса дикого оленя, развитии домашнего оленеводства, охоты и рыболовства. В эту деятельность вовлечены примерно 20 % коренных малочисленных народов от их общей численности. Нельзя не сказать, что за этот созыв, что мы работали, программа поддержки коренных малочисленных народов Севера выросла в два раза — с 459,3 миллиона рублей в 2016 году практически до 900 миллионов в 2021 году.
Сегодня у нас стоит задача не сосредотачиваться на раздаче всевозможных материальных благ и пособий, а больше внимания уделять развитию традиционных для Севера отраслей хозяйствования. В докладе обращается внимание на необходимость совершенствовать эту деятельность.
Много вопросов было по развитию транспортной доступности северных территорий, развитию связи, мобильного Интернета в удаленных поселках, подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, развитию образования, родных языков, культуры, этнотуризма. На нашем постоянном контроле вопросы медицинского обслуживания населения в отдаленных поселках, строительство фельдшерско-акушерских пунктов, строительство быстровозводимого жилья на Севере и вопросы переселения граждан, особенно пенсионеров, с Севера на юг».
По итогам обсуждения доклада комитет подготовил проект постановления по докладу Уполномоченного с рекомендациями в адрес правительства края, местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского, Северо-Енисейского, Енисейского, Туруханского районов, Тюхтетского муниципального округа и прокуратуре Красноярского края.