Эксперты рассказали, как подконтрольные Олегу Дерипаске компании En+ Group и РУСАЛ смогли выстоять во время санкций, и добиться снятия ограничений. Об этом подробно рассказывается в статье журнала «Экперт», опубликованной 14 сентября 2021 года.
Санкции на Олега Дерипаску и его активы были наложены весной 2018 года. Тогда самого бизнесмена и подконтрольные ему компании внесли в Specially Designated Nationals List (SDN List), предполагающий максимально жесткие ограничения. Тем самым Минфин США приравнял крупнейшие российские бизнесструктуры, работающие по всему миру, к наркоторговцам и «отмывщикам» денег, пишет «Экперт». Санкционные ограничения коснулись не только самих компаний Дерипаски, но также всех, кто мог заключать с ними сделки.
Введение ограничений обрушило акции компании РУСАЛ в 2,5 раза. Но руководству удалось сохранить не только уровень зарплат, но также избежать сокращений на предприятиях.
«Благодаря руководству компании на зарплате рабочих санкции никоим образом не отразились. Но волнения и, скажем так, внутренние метания были. По той простой причине, что мы металл не отправляли потребителям, он у нас копился на складе готовой продукции. По моей информации, до 75 тысяч и даже до 100 тысяч тонн мы его скопили» — рассказал Виктор Тихомиров, председатель рабочего совета КрАЗа, начальник производственно-диспетчерского отдела.
РУСАЛу пришлось начать оперативно искать покупателей и новые пути отгрузки продукции, ведь из-за санкций была нарушена даже транспортная цепочка: где-то не давали суда под фрахт, где-то стали отказывать в предоставлении вагонов под погрузку. Генеральный директор Евгений Никитин вынужден был в течении 4 месяцев постоянно ездить в командировки, чтобы искать новых потребителей — компания не могла долго копить продукцию на складе, поскольку это могло привести к банкротству.
Алюминиевые заводы и энергопредприятия En+ — градообразующие, и без них невозможно представить жизнь ни в Шелехове, ни в Саяногорске, ни в Тайшете, ни во многих других населенных пунктах страны. Многие боялись сокращений и понижений зарплат.
«Слава Богу, самого страшного не случилось. Видимо, компанией были приняты какие-то меры и в итоге все это не так сильно, как могло, ударило по двум нашим городам — Шелехову и Братску — где расположены алюминиевые заводы. Потому что случись их остановка или сокращение производства — это была бы социальная катастрофа. В том же Шелехове ИркАЗ — градообразующее предприятие, а в Братске алюминиевый завод — одно из самых крупных. Плюс все подрядчики этих предприятия, вся связанная с ними инфраструктура. Это было бы очень-очень больно...», — рассказывает Алексей Соболь, президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири.
Несмотря на сохранение стабильности в производственном контуре, санкции все равно нанесли вред экономике регионов: отсрочилось наполнение бюджета и появление новых рабочих мест, приостановились крупные проекты в городах присутствия. Например, в 2018-м одна из самых масштабных грантовых программ «Территория РУСАЛа» была проведена до стадии приема заявок на получения грантов, экспертизы поданных проектов и определении победителей. Но вот самих грантов победителям в том году не выдали.
В январе 2019-го управление по контролю над иностранными активами (OFAC) минфина США объявило о снятии санкций с En+ Group и принадлежащих ей РУСАЛ и «Евросибэнерго». При этом Группа ГАЗ и «Русские машины» до сих пор числятся в «черном списке» США. Впоследствии, компании Олега Дерипаски оказали серьезную помощь в борьбе с коронавирусом. По инициативе Олега Дерипаски в 2020 году были построены семь госпиталей центров спасения для борьбы с COVID-19: в Краснотурьинске, Ачинске, Богучанах, Братске, Тайшете, Саяногорске и Шелехове.
Можно бесконечно одобрять или, наоборот, критиковать антикризисные меры, принятые Дерипаской и менеджментом его компаний, но факт остается фактом — санкции сняты, а значит было предпринято все возможное для продолжения работы предприятий и обеспечения жизнедеятельности целых регионов страны, пишет «Эксперт».