Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов рассказал, какие обращения поступают к нему с требованием отменить ковидные ограничения. Омбудсмен выступал накануне на заседании комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного Собрания региона.
По его словам, за 2020 год в аппарат уполномоченного пришло больше 160 обращений, связанных с ковидом, но авторы лишь 11 из них пытались оспорить ограничительные действия властей. В текущем году ситуация немного изменилась.
«В этом году поступило 47 ковидных обращений, две трети из них связаны с оспариванием запретительных действий властей. То есть их количество возросло. Очевидно, что за этим стоит серьезное общественное напряжение», — отметил Марк Денисов.
Подобные заявления поступают и в другие ведомства. Их все проанализировали и признали, что они носят характер «вирусных». Омбудсмен отметил, что они до запятой повторяют друг друга и порой в них даже не меняются фамилии губернаторов и названия регионов.
«Мы провели анализ, и в основе этого юридического анализа лежит „Римская конвенция“ о защите прав человека и основных свобод, которая прямо говорит, что допускается вмешательство публичных властей в личную жизнь граждан в связи с охраной здоровья, обоснованное общественным интересом. Об этом же примерно говорит и статья 55 часть 3 Конституции РФ. Кроме того, мы проанализировали большой объем профильных законов РФ, подзаконных актов и приказов ведомства. В итоге получился 5-страничный документ-разъяснение, которое мы отправляем заявителям по несогласию с действиями властей. Однако, на мой взгляд, это не принесет никакого результата, потому что вся тема протестов против действий властей в условиях пандемии не про законодательство и даже не про медицину. В основе лежит ложное представление определенных слоев общества о личных правах как об абсолюте — то, что нельзя ограничить никогда, ничем и ни при каких обстоятельствах. Между тем, личные права человека ограничиваются, а при определенных обстоятельствах может быть ограничено личное право на жизнь и здоровье человека. На самом деле, права и обязанности составляют единый неразрушимый и взаимообусловленный комплекс. Так как обязанности индивида — это система его действий по соблюдению прав других людей», — пояснил Марк Денисов.
Напомним, накануне в стенах Законодательного Собрания обсуждали проект федерального закона, касающегося QR-кодов. Он расширит уже существующие в законе понятия и позволит учесть граждан с различными обстоятельствами: людей с медотводами, военнослужащих, иностранцев, привитых вакцинами других государств. Также в нем будет прописано право людей, осуществляющих пропускной режим, требовать у людей удостоверение личности.