Главная
>
Новости
>
«Рынок становится более локальным»: почему корпоративное обучение в России всё чаще подстраивают под бизнес-задачи

«Рынок становится более локальным»: почему корпоративное обучение в России всё чаще подстраивают под бизнес-задачи

4 августа 2023 9:05
0

Последние три года изменили рынок онлайн-образования. Санкции, уход зарубежных производителей из России и необходимость импортозамещения, сокращение бюджетов и потребность в переобучении сотрудников, а также развитие современных технологий повлияли на подход компаний к обучению сотрудников. Эксперты «Эквио» и Digital Learning провели новое исследование рынка, чтобы выявить тренды на рынке EdTech в 2023 году. Рассказываем, какие выводы удалось сделать на основе этих данных.

Фото: freepik.com

Об исследовании

EdTech компания 2022 года Эквио и сообщество Digital Learning опросили 350 участников EdTech-рынка. В анонимном исследовании приняли участие компании численностью 100-5000+ сотрудников из сфер ритейла, ИТ, финансов, промышленности и др. На вопросы экспертов отвечали руководители, HR-специалисты, разработчиков курсов, методологи. Специалисты выяснили, какие трудности в корпоративном обучении возникали во втором полугодии 2022 — первой половине 2023, как на участников повлияло развитие ИИ и нейронных сетей и какие планы строят компании на этот год.

Это второе глобальное исследование рынка EdTech от Эквио и Digital Learning. В прошлом году выяснилось, что 51 % компаний в России обучали сотрудников без использования LMS (Learning Management System — онлайн-платформа, которая помогает создавать, изменять и транслировать курсы электронного обучения, — прим. ред.), 90 % опрошенных самостоятельно создавали обучающий контент, а больше 50 % не заметили влияние последних событий на свой бизнес. В новом году ситуация изменилась.

Результаты исследования

Влияние мировых событий на круг задач компаний

В 2023 году число участников, на которых сказались последние изменения, выросло с 49 % до 73 %. При этом многие назвали перемены новым витком развития. Для 12 % из них изменения стали глобальными и потребовали полной смены задач, а 61 % опрошенных отметили лишь незначительные изменения в работе. Сохраняется тенденция привязывать обучение сотрудников к реальным потребностям и задачам компании.

Для трети опрошенных на первое место вышли задачи по перестройке обучения в соответствии с новыми бизнес-целями. Еще 19 % участников опроса столкнулись с необходимостью развивать собственные корпоративные университеты. Также списке приоритетных задач — мотивация сотрудников и поиск специалистов внутри компании. 43 % респондентам стало сложнее мотивировать сотрудников на обучение и развитие.

Процесс импортозамещения

В 2022-2023 годах четверть компаний сменили СДО (система дистанционного обучения) / LMS. При этом 14 % из них перешли с зарубежной на российскую платформу, а 11 % заменили одну российскую платформу другой. Способы импортозамещения изучают еще 21 % участников опроса. При этом часть компаний продолжила пользоваться зарубежными сервисами. 18 % даже не заметили сложностей с продлением лицензий на зарубежные программы, а 9% используют нелицензированное ПО.

«В России изначально большая часть компаний использовала отечественные LMS. И с каждым днем этот рынок становится всё более локальным. Можем быть уверены, что в самое ближайшее время он станет локальным на 100 %», — отмечает основатель и генеральный директор «Эквио» Алексей Вагин.

Фото: freepik.com

Сокращение бюджета на обучение

По результатам опроса всего 5 % компаний будут выделять больше средств на обучение сотрудников. Большинство из них готовы больше вкладываться в развитие soft skills и штата отдела обучения. 13 % оставят бюджет на развитие без изменений, а 50 % гибко планируют финансирование обучения в зависимости от потребностей бизнеса. Остальные участники опроса сократили бюджет за счёт отказа от внешнего обучения (26 %) и покупки курсов сторонних разработчиков (19 %).

Платформы для обучения

Большинство компаний (60 %) заинтересованы довольны своим опытом взаимодействия с LMS. Больше трети пользователей обучающих платформ планируют использовать их для мотивацию сотрудников, а 25 % хотят сделать обучение более индивидуальным. Среди тех, кто хотел бы что-то изменить в LMS 32 % назвали увеличение гибкости, 18 % участников не хватает инструментов для аналитики, а 16 % заинтересованы в использовании новых технологий и упрощении интерфейса. Как и в предыдущем году самым популярным инструментом для проведения видеоконференций остается Zoom. Однако количество пользователей сервиса снизилось с 65 % до 33 %.

Разработка курсов

Несмотря на общемировые тренды, в России готовый контент не пользуется популярностью среди участников опроса. 66 % компаний всегда разрабатывают курсы самостоятельно, а 12 % отказались от применения готовых решений в пользу собственной разработки. Увеличили количество курсов, созданных сторонними специалистами, лишь 17 % опрошенных.

«Самостоятельная разработка обучающего контента — мировой антитренд. В странах с более зрелым рынком онлайн-обучения большинство компаний покупают готовый контент», — говорит Алексей Вагин.

Среди популярных форматов обучения первое место занимает SCORM — международный стандарт для создания электронного курса (29 %), а второе место принадлежит видеоконтенту. Также опрошенные используют лонгриды и тренажеры.

Аналитика

39 % участников опроса сообщили, что количество запросов на аналитику увеличилось. Треть компаний применяют дополнительные инструменты для анализа данных, и почти столько же участников обрабатывают данные вручную. Большинство компаний анализируют прогресс в прохождении обязательных и адаптационных курсов, результаты тестирования и уровень обученности в разных локациях.

Фото: freepik.com

«Аналитика важна для всех участников рынка. Те, кто обучает, могут с помощью точных цифр доказать свою эффективность. А те, кто делает инструменты для обучения с помощью аналитики могут доказать преимущество своих решений перед другими», — уверен лидер и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев.

Использование новых технологий

Все участники опроса знакомы с технологиями ИИ, однако 45 % из них не знают, как внедрить новый инструмент, а 42 % не понимают, как его применять. И лишь 13 % внедрили новые технологии для создания обучающего контента, а 7 % — для контроля за выполнением заданий.

В целом российский рынок EdTech неплохо справляется в условиях турбулентности. Несмотря на новые вызовы, рынок корпоративного обучения продолжает развиваться, а компании готовы вкладывать средства в развитие персонала. Большинство участников исследования планируют адаптировать программы обучения под бизнес-задачи и запросы бизнеса. Полную версию статьи читайте по ссылке Тренды EdTech-рынка 2023 | Эквио (e-queo.com).

Реклама. ООО «Эквио». LdtCKDfYR

Рекомендуем почитать