В Законодательном Собрании Красноярского края депутаты обсудили развитие малой авиации и энергетики Эвенкии.
Выездное совещание комитета по экономике и налоговой политике прошло в Туре. В поездке приняли участие председатель комитета Егор Васильев, депутаты Александр Новиков, Алексей Кулеш, Андрей Гаюльский, Максим Маркерт, Валерий Вэнго, Ирина Субочева, Екатерина Уделько, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Григорий Дюкарев, представители органов исполнительной власти.
В последние годы в арктических аэропортах, которыми управляет предприятие «Аэропорты Красноярья», возвели 56 новых блок-модулей для создания инфраструктуры. Таким образом привели в порядок аэропорты Байкита и Туры, где отремонтировали сам вокзал, построили ангары и другие помещения, создали автономную котельную, переоборудовали центр обслуживания вертолетов, ремонтируют взлетную полосу. В этом году по такому же принципу реконструируют аэропорт в Ванаваре.
Рейсы обслуживает авиакомпания «КрасАвиа» — ее маршрутная сеть включает 34 региональные линии. Количество рейсов на них в последние годы сокращается, а вот численность пассажиров растет. Так в 2023 году удалось перевезти 491 тысячу пассажиров. Также компания занимается перевозкой грузов, лесоохранными мероприятиями. В Эвенкии в маршрутную сеть входят 3 аэродрома и 20 посадочных площадок. Компания постоянно обновляет парк летной техники. Раньше рейсы выполнялись на самолетах Ан-24 и вертолетах Ми-8, сейчас к ним добавились ATR-42/72 и Ми-8 МТВ-1. В 2024 году появится 15 новых воздушных судов. При этом тариф на пассажирские перевозки субсидируется из бюджета. Вопрос в том, что рост расходов на перевозки значительно опережает индексацию субсидирования, и средств не хватает.
Были также подняты темы развития северного туризма, расширения здания аэропорта Горный для большего комфорта пассажиров. Депутат Виктор Кардашов предложил проанализировать пассажиропоток, чтобы выяснить, какое количество пассажиров являются местными жителями, а кто — туристами. На последних не должны распространяться льготы, они должны летать за полную стоимость. Его поддержал Валерий Вэнго. Председатель комитета Егор Васильев, предложил представить план ремонта и реконструкции вертолетных площадок в многочисленных поселках Эвенкии, чтобы повысить доступность этого вида транспорта.
Второй блок вопросов был посвящен энергетике. Депутаты посетили три объекта, где вырабатывается электро— и теплоэнергия. Делается это с использованием сырой нефти, дизельного топлива и солнечной энергии. На станциях установлено современное оборудование для управления процессами в автоматическом режиме. Совмещение солнечных батарей и дизелей на энергоустановке на электростанции № 1 МП «Илимпийские электросети» позволяет экономить топливо и, с другой стороны, потребители застрахованы от перепадов напряжения. Есть планы масштабировать этот опыт на Байкит.
Глава района Андрей Черкасов отметил, что тариф на энергию для населения субсидируется, установлены нормы отпуска электричества энергоснабжающими организациями. Разница между тарифом и реальной стоимостью компенсируется из краевого бюджета. Однако потребление энергии жителями Севера год от года растет, соответственно, ее производится и отпускается больше, чем по норме. Растут и расходы энергетиков на стоимость ГСМ, на ремонт-замену дизелей. В результате энергетики недополучают значительные средства, долги составляют сотни миллионов рублей, возбуждаются судебные иски, что также ведет к дополнительным затратам бюджета.
Уже несколько лет при комитете по экономике и налоговой политике действует рабочая группа, которая рассматривает и разрешает эти проблемы на территории края. Глава района попросил помощи депутатов — заложить недостающие на погашение долгов средства в корректировку бюджета. Об этом же говорил и депутат Законодательного Собрания от округа Андрей Гаюльский: «Необходимо трезво оценивать затраты на жизнеобеспечение северных территорий. Край вложил значительные средства в современное оборудование, специалисты досконально знают стоимость процесса. Почему мы из года в год недофинансируем предприятия, они вынуждены экономить на обслуживании котельных и сокращать срок их эксплуатации? Все эти решения судов в пользу предприятий — пятна на репутации органов власти края, их нельзя допускать!»
По мнению председателя комитета по экономике и налоговой политике, оба рассматриваемых вопроса требуют принятия ряда стратегических решений, все они найдут свое отражение в резолюции комитета.
Егор Васильев: «В малой авиации рост пассажиропотока и стоимости перевозок заставляют все больше задумываться о том, как развивать эту отрасль в крае. Наметили основные решения по расширению здания аэропорта Горный, реконструкции ВПП, вертолетных площадок в поселках Эвенкии и обновлению бортов.
Что касается энергогенерации, то край вкладывает серьезные средства в модернизацию мощностей. В Эвенкии представлен широкий спектр современной тепло— и энергогенерации — солнечная, дизельная и нефтяная — современные установки, но это Север, который, кроме того, требует больших текущих вложений. Предприятия энергогенерации находятся на грани финансовой состоятельности. Необходима стратегия, как они будут работать в течение следующих пяти лет».