Главная
>
Новости
>
Госдума приняла в первом чтении законопроект о монетизации льгот

Госдума приняла в первом чтении законопроект о монетизации льгот

5 июля 2004 12:52
0

2 июля Государственная Дума ФС РФ 296 голосами приняла в первом чтении законопроект о монетизации льгот. Как уже сообщало ИА REGNUM, законопроектом устанавливается, каким категориям граждан и в каком размере будут выплачены денежные компенсации взамен льгот. Однако это еще не все. Одобренный депутатами документ серьезно меняет существующую нормативно-правовую базу РФ путем отмены 41 Федерального закона и внесения изменений в 155 ФЗ. Законопроект содержит свыше 400 страниц и содержит поправки следующего содержания:

Изменения по предметам ведения РФ

В ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации": Обеспечение деятельности прокуратуры РФ отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Исключается право направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Порядок проезда и обеспечения в служебных целях проездными документами определяется Правительством РФ.
В Постановление Верховного Совета РФ "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации": Предоставляется право проезда без приобретения проездных документов исключительно при выполнении служебных обязанностей. Выплата пособия сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок детям школьного возраста (до 15 лет включительно) в организациях отдыха осуществляется в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. Для детей застрахованных граждан - с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы": Обеспечение деятельности системы учреждений и органов исполнения наказаний отнесено к расходным обязательством РФ без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Устанавливается порядок, при котором сотрудники уголовно-исполнительной системы могут пользоваться правом проезда без приобретения проездных документов в служебных целях. В сельской местности на попутном транспорте при предъявлении служебного удостоверения. Исключаются нормы, разрешающих создание специальных внебюджетных счетов и предоставлявших учреждениями УИС право пользоваться банковскими кредитами. Исключаются положения, разрешающие иметь в УИС предприятия смешенной формы собственности и предоставляющие право осужденным заниматься предпринимательской деятельностью.
В ФЗ "О федеральной службе безопасности": Содержание органов федеральной службы безопасности отнесено к расходным обязательствам РФ без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Предоставляется право военнослужащим органов федеральной службы безопасности проезда без приобретения проездных документов исключительно при выполнении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности объектов.
В ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации": Работы по мобилизационной подготовке и мобилизации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

В ФЗ "Об уничтожении химического оружия": Исключается участие органов государственной власти субъектов РФ в проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. Указанные работы отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

В ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации": Содержание таможенных органов отнесено к расходным обязательствам РФ без права направления на эти цели средств из бюджетов других уровней.

В ФЗ "О судебных приставах": Обеспечение деятельности службы судебных приставов отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Обеспечение в служебных целях проездными документами определяется Правительством РФ. Исключены положения, устанавливающие сущность и порядок исполнения задач военными судебными приставами.

В ФЗ "Об исполнительном производстве": Отменяются положения, касающееся внебюджетного фонда исполнительного производства. Вводится требование о зачислении исполнительского сбора в федеральный бюджет в полном объеме.

В ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": Организация воинского учета и призывной кампании, включая обеспечение деятельности военкоматов, медосвидетельствование, лечебно-оздоровительные мероприятия с гражданами отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Полномочия по организации призывной кампании возлагаются на военные комиссариаты. Устанавливается, что военные комиссары назначаются председателем призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий, а также медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, разграничено между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

В ФЗ "О статусе военнослужащих": Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно увеличивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны РФ до 120 процентов оклада по воинской должности. При этом Правительство Российской Федерации вправе своими решениями повышать размер ежемесячной надбавки. Размер и порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта определяется Правительством РФ. Так же, как и реализация права военнослужащих на бесплатный проезд к месту отдыха (один раз в год) путем предоставления денежной компенсации к отпуску и выплата пособия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок детям школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха. Последняя осуществляется исключительно в том случае, если оплата не может быть предоставлена в порядке, предусматриваемом нормативно-правовыми актами РФ для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в виде беспроцентной ссуды в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет заменяются на выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в порядке, определяемом Правительством РФ. Реализация права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на пересылку простых писем, отправляемых воинскими частями в почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти, определяется Правительством РФ. Отправка посылок с личной одеждой осуществляется воинскими частями федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.

Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные кооперативы), либо начавшим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) до 1 января 2004 года в пределах установленной социальной нормы общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ по месту военной службы на территории РФ, предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи.

В ФЗ "О борьбе с терроризмом": Вводится разграничение расходных обязательств между бюджетами различных уровней, в том числе по расходным обязательствам Российской Федерации, в части мероприятий по социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, а также выплате единовременных пособий в зависимости от источника обеспечения (содержания) вышеуказанных лиц. Устанавливается право выбора на выплаты и пособия в случае, если законодательными актами РФ предоставлено несколько оснований по их выплатам.

В ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работе с химическим оружием": Бесплатные услуги и льготы в рамках расходных обязательств заменяются на предоставление социальных гарантий при работах по транспортировке, хранению и уничтожению химического оружия в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

В ФЗ "Об альтернативной гражданской службе": Организация направления на альтернативную гражданскую службу возлагается на военного комиссара.

В ФЗ "О внешней разведке": Обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации отнесено к расходным обязательствам РФ без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Устанавливается право выбора на выплаты и пособия в случае, если законодательными актами РФ предоставлено несколько оснований по их выплатам.

В ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": Обеспечение мероприятий по депортации отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней.

В ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесена к расходным обязательствам РФ. Установление размеров платежей за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, порядка их взимания и зачисления в федеральный бюджет утверждается Правительством РФ.

В ФЗ "О государственной тайне": Порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны устанавливается Правительством РФ. Установление размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий.

В Закон "О милиции": Вводится право выбора на выплаты и пособия в случае, если законодательными актами РФ предоставлено несколько оснований по их выплатам.

В Закон "О статусе судей в Российской Федерации": Устанавливается, что суды приобретают у соответствующих транспортных организаций проездные документы для использования в служебных целях своими сотрудниками. Приобретение жилья для судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Отменяются льготы по бесплатному проезду членам СФ, депутатам ГД ФС РФ и их помощникам всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Изменения по вопросам социальной политики

В ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": Установление порядка, размеров и условий выплат ежемесячного пособия на ребенка отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных пособий отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ с исключением из источников их финансирования средств федерального бюджета (субвенций из Фонда компенсаций).

В ФЗ "О государственной социальной помощи": Вводится новый вид государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации - субсидий за счет средств федерального бюджета на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными средствами, и санаторно-курортное лечение, исходя из степени нуждаемости. Установление и представление государственной социальной помощи малоимущим гражданам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":

За субъектами РФ закрепляются полномочия по организации социального обслуживания населения. Законодательство субъектов РФ устанавливает меры социальной поддержки работникам учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание населения отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов": За субъектами РФ закрепляются полномочия по определению порядка социального и социально-медицинского обслуживания на дому, а также стационарного и полустационарного социального обслуживания. Мероприятия по установлению порядка, размеров и условий предоставления услуг по социальному обслуживанию бесплатно, на условиях полной или частичной оплаты отнесены к ведению субъектов РФ. За ними же закрепляются полномочия по законодательному установлению мер социальной поддержки социальных работников. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, мер социальной поддержки социальных работников также отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Закон "О занятости населения в Российской Федерации": Мероприятия по осуществлению государственной политики занятости населения отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти. Минимальная и максимальная величина пособия по безработице устанавливается Правительством РФ.

В ФЗ "О ветеранах": Полномочия по установлению и реализации мер социальной поддержки ветеранов, за исключением ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, закрепляются за федеральными органами государственной власти. Основные меры социальной поддержки ветеранов (за исключением мер в сфере льготной оплаты жилья и коммунальных услуг) заменяются денежной выплатой. Органы госвласти субъектов РФ наделяются полномочиями по социальной поддержке указанных категорий ветеранов в части, касающейся оплаты жилья и коммунальных услуг, за счет субвенций из федерального бюджета. Меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, отнесены к полномочиям и расходным обязательствам субъектов РФ.

В ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": Полномочия по установлению и реализации мер социальной защиты инвалидов всех групп закрепляются за федеральными органами государственной власти. Основные меры социальной защиты инвалидов (за исключением мер в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг) заменяются денежной выплатой. Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по социальной защите инвалидов в части, касающейся оплаты жилья и коммунальных услуг, за счет субвенций из федерального бюджета.

В ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы": Закрепляются полномочия по установлению и реализации мер социальной поддержки указанной категории граждан за федеральными органами государственной власти. Меры социальной поддержки указанной категории граждан заменяются денежной выплатой.

В Закон "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы": Полномочия по установлению и реализации мер социальной поддержки указанной категории граждан закрепляются за федеральными органами государственной власти. Меры социальной поддержки указанной категории граждан заменяются денежной выплатой.

В ряд законов о гражданах, пострадавших на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению: Исключены нормы, регламентирующие участие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в финансировании расходов, связанных с переездом граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в "чистые" районы. Предусмотрен перевод части натуральных льгот в денежные компенсации. Бесплатное оказание медицинской помощи и бесплатное обеспечение лекарствами инвалидов и участников ликвидации последствий радиационных аварий предложено осуществлять в рамках программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и Перечня жизненно необходимых лекарственных средств.

В Закон "О реабилитации жертв политических репрессий": Установление и финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, пострадавших от политических репрессий, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Изменения по вопросам регулирования оплаты труда

В ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы": Нормы данного Закона распространяются только на федеральные государственные учреждения.

В ФЗ "О минимальном размере оплаты труда": Нормы указанного Закона распространяются только на федеральные государственные учреждения.

В Трудовом кодексе Российской Федерации: Законодательные полномочия органов власти разных уровней в области регулирования оплаты труда работников бюджетных организаций разделены.

ФЗ "О тарифной сетке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" предлагается признать утратившим силу.

Изменения по вопросам образования и науки

В Законе "Об образовании": Финансирование федеральных образовательных учреждений является расходными обязательствами Российской Федерации. Образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ – расходными обязательствами субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений – расходными обязательствами органов местного самоуправления. Меры социальной поддержки обучающихся устанавливаются в соответствии с принадлежностью образовательного учреждения. Признаются утратившими силу положения об установлении доли расходов от ВВП, направляемых на нужды образования, и устанавливающие оплату труда работников образования в зависимости от заработной платы в промышленности.

В постановлениях Верховного Совета РФ "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" и "О введении в действие закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров": Устанавливаются зачисления средств от уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов, взимаемых за выполнение государственных функций по предоставлению правовой охраны объектам промышленной собственности, в доход федерального бюджета.

В ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании": Положения об установлении доли расходов федерального бюджета, направляемых на высшее профессиональное образование, устанавливающих оплату труда работников образования в зависимости от заработной платы в промышленности и о компенсационных выплатах на питание и льготном проезде учащейся молодежи признаются утратившими силу.

В ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике": Все полномочия в данной сфере передаются федеральным органам государственной власти. Исключение составляют материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта РФ в научной и научно-технической сфере деятельности. Исключаются положения об использовании доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, и установлении норматива выделения средств из федерального бюджета на финансирование науки гражданского назначения.

В ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено установление и финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление и финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях.

В Закон "О минимальном размере оплаты труда": Устанавливается, что разграничение полномочий по установлению размеров и условий выплат стипендий для учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется в зависимости от принадлежности учреждения

В ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации": К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено установление и финансовое обеспечение мер социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Предлагается признать утратившими силу:

ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";

ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях";

ФЗ "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию";

ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".

Изменения по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Обеспечение специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Оказание любой специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ, отнесено к полномочиям и вытекающим из них расходным обязательствам органов государственной власти субъектов РФ. Организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) отнесено к полномочиям и вытекающим из них расходным обязательствам органов местного самоуправления.

В Закон "О донорстве крови и ее компонентов": Полномочия по финансовому обеспечению мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, осуществляемых учреждениями здравоохранения, отнесены к расходным обязательствам РФ. В части, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, - к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Обеспечение социальной поддержки доноров в связи с предоставлением донорам льгот, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется путем замены льгот денежными выплатами. Полномочия по обеспечению ежегодных денежных выплат для награжденных знаком "Почетный донор России", вместо ранее предусмотренных льгот, отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.

В ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)": Обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации. Проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации - к расходным обязательствам субъектов РФ.

Обеспечивается предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам РФ в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Обеспечение на льготных условиях медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - к расходным обязательствам субъектов РФ. Так же, как и установление надбавок к должностному окладу, сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска за работу в особо опасных условиях труда.

В ФЗ "О лекарственных средствах": К полномочиям Правительства РФ отнесено утверждение размера и порядка уплаты пошлины за государственную регистрацию лекарственных средств и определение порядка ввоза и вывоза лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации. Правительство РФ также определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Лицензирование деятельности по производству лекарственных средств отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

В ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах": Поддержка развития курортов федерального значения отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации, курортов регионального значения - к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, курортов местного значения - к расходным обязательствам поселений и городских округов.

В ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации": Обеспечение на льготных условиях медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Так же, как и установление надбавок к должностному окладу, сокращенной рабочей недели, дополнительного отпуска и оплаты труда за работу в особо опасных условиях труда.

В ФЗ "О санитарно-эпидемическом благополучии населения": Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Обеспечение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, гражданами соблюдения требований санитарного законодательства устанавливается за счет собственных средств.

В ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании": Организация оказания психиатрической помощи федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, отнесена к расходным обязательствам РФ, учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, а также социальная поддержка и социальное обслуживание лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, - к расходным обязательствам субъектов РФ.

В ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней": Обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, отнесено к расходным обязательствам РФ. Установление органами государственной власти субъектов РФ расходных обязательств по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта РФ осуществляется в пределах своих полномочий.

Изменения по вопросам культуры и средствам массовой информации

В Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре": Обязанность по выявлению, учету, изучению, реставрации и охране памятников истории и культуры федерального, регионального и местного значения возлагается соответственно на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Вопросы разработки и реализации федеральных государственных программ культурного развития, проведения государственной политики в области культуры, поддержки особо ценных объектов культурного достояния народов РФ отнесены к деятельности органов федеральной власти.

Установление льгот для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы по оплате посещения федеральных организаций культуры и их возмещения, а также социальной поддержки специалистов федеральных организаций культуры отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти. Для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, – к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Положения о государственном финансировании культуры и культурной деятельности в фиксированной к расходной части бюджетов признаются утратившими силу, так как они не исполняемы и не соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации.

В ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России": К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены вопросы организации установки, сохранения и благоустройства имеющих федеральное значение мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, мемориальных музеев и выставок, посвященных дням воинской славы России.

В ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов": Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местных органов власти по обеспечению сохранения и реставрации памятников Великой Отечественной войны в соответствии со значимостью (федерального, регионального, местного значения) указанных памятников.

В ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации": К полномочиям органов местного самоуправления отнесено принятие мер по охране и проведению работ по сохранению объектов культурного наследия местного значения.

В ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации": Положения о государственном финансировании кинематографии в фиксированной к расходной части федерального бюджета доле признаются утратившими силу.

Предлагается признать утратившими силу с формулировкой "несоответствующие бюджетному законодательству":

ФЗ "Об экономической поддержке районных (городских) газет";

ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"

Изменения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды

В Закон "О недрах": Финансовое обеспечение работ по геологическому изучению недр отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Зачисление платы за геологическую информацию о недрах, сбора за участие в конкурсе (аукционе), сбора за выдачу лицензий, платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр в доход федерального бюджета. Так же, как и зачисление платы за геологическую информацию о недрах, сбора за участие в конкурсе (аукционе), сбора за выдачу лицензий, платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

В Лесной кодекс Российской Федерации: Органы государственной власти субъектов РФ исключаются из субъектов лесных отношений. Помимо этого, исключаются положения о распределении и целевом использовании платежей за пользование лесным фондом и об установлении льгот по платежам за пользование лесным фондом.

В Водный кодекс Российской Федерации: Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, передаются в собственность Российской Федерации. Исключаются положения об образовании целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, целевом использовании и порядке зачисления платы за пользование водными объектами, льготах по платежам за водопользование.

В ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях": Полномочия по созданию и содержанию природных парков, ботанических садов и дендрологических парков передаются на федеральный уровень.

В ФЗ "О животном мире": Сбор за выдачу лицензии за пользование животным миром перечисляется в соответствующий бюджет взамен поступления его на счет специально уполномоченного органа, выдавшего лицензию.

В ФЗ "О плате за пользование водными объектами": Исключаются нормы, определяющие распределение и целевое использование платы за пользование водными объектами, льготы по указанным платежам.

В ФЗ "Об отходах производства и потребления": Полномочия субъектов РФ по контролю в области обращения с отходами исключаются.

В ФЗ "Об охране озера Байкал": Исключаются положения об образовании целевого бюджетного фонда по охране озера Байкал и договорах о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере.

В ФЗ "Об экологической экспертизе": Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы исключаются.

В ФЗ "Об охране атмосферного воздуха": участие органов государственной власти субъектов РФ в области государственного контроля за охраной атмосферного воздуха исключается.

В ФЗ "Об охране окружающей среды": Полномочия в области государственного экологического контроля передаются на федеральный уровень.

В ФЗ "О геодезии и картографии": Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области геодезической и картографической деятельности исключаются.

В ФЗ "О плате за землю": Исключается целевое использование земельного налога и арендной платы за земельные участки.

В ФЗ "О народных художественных промыслах": Обеспечение экономических, социальных и иных условий для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ, отнесено к полномочиям и расходным обязательствам Российской Федерации. Поддержка народных художественных промыслов (за исключением поименованных в указанном выше перечне) отнесена к полномочиям и расходным обязательствам субъектов РФ. Исключаются полномочия органов местного самоуправления по данным вопросам.

Изменения по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций

В ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": Предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций федерального характера отнесены к полномочиям и расходным обязательствам Российской Федерации, регионального характера - к полномочиям и расходным обязательствам субъектов РФ. Вводится положение о направлении средств местных бюджетов на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципальных образований. Вводится положение об участии организаций всех форм собственности в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств, в порядке, установленном Правительством РФ.

В ФЗ "О гражданской обороне": Исключаются положения, содержащие избыточную детализацию полномочий органов, осуществляющих управление гражданской обороной, в том числе и федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Вводится положение о финансовом обеспечении мероприятий в области гражданской обороны органами государственной власти субъектов РФ по мероприятиям регионального уровня, органами местного самоуправления – по мероприятиям местного уровня.

В ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей": Формирование и обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб, созданных федеральными органами исполнительной власти, отнесено к полномочиям и расходным обязательствам РФ. Созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Созданных органами местного самоуправления - к полномочиям и расходным обязательствам органов местного самоуправления. Вводится положение о формировании и обеспечении деятельности аварийно-спасательных служб, созданных организациями, за счет средств соответствующих организаций.

В ФЗ "О пожарной безопасности": Отменяются расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. Вводятся новые виды пожарной охраны (муниципальная пожарная охрана и частная пожарная охрана). Подразделения противопожарной службы наделяются полномочиями на участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных работ. Установлен переходный период для передачи функций тушения пожаров с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения по вопросам развития инфраструктуры и поддержки отраслей экономики

В ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации": Исключаются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области архитектурной деятельности.

В ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений": Исключаются обязательства федерального бюджета в части Бюджета развития Российской Федерации, как утратившие силу.

В ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд": Исключаются льготы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ и не соответствующие Бюджетному кодексу РФ.

В ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности": Упорядочение системы льгот и компенсаций работникам организаций по добыче угля, определение мер ответственности собственника организации по добыче (переработке) угля за последствия принятия им решения о ликвидации с обеспечением финансирования всех ликвидационных мероприятий за счет собственных средств. Сохраняется финансовая поддержка организаций угольной промышленности в рамках принятых обязательств по завершению реструктуризации отрасли на условиях софинансирования расходов федерального бюджета и собственных средств организаций.

В ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации": Исключаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере.

В Воздушный кодекс Российской Федерации: За Правительством РФ законодательно закрепляются полномочия по определению порядка обеспечения работ на месте авиационного происшествия или инцидента.

В ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений": Разграничение полномочий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с правами собственности на указанные сооружения.

В ФЗ "О связи": Обеспечивается оказание органами местного самоуправления содействия организациям связи по предоставлению услуг связи. Устанавливается возложение расходных полномочий по обеспечению связи для нужд органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) на субъекты РФ (муниципальные образования). Регулирование области связи субъектами РФ отменяется.

В ФЗ "О почтовой связи": Полномочия по регулированию деятельности в области почтовой связи, в том числе по контролю и регулированию тарифов связи, возлагаются исключительно на Российскую Федерацию.

В ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи": Расходные полномочия по обеспечению федеральной фельдъегерской связи возлагаются исключительно на Российскую Федерацию.

Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" предлагается признать утратившим силу в связи с разграничением полномочий по содержанию и развитию дорожной сети и закреплением доходных источников за соответствующими уровнями бюджетной системы.

Изменения по другим вопросам

В ФЗ "Об актах гражданского состояния": Государственная регистрации актов гражданского состояния отнесена к полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации с определением их прав и обязанностей. Устанавливается порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление этих полномочий.

В Закон "О вынужденных переселенцах": Предоставление права на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

В Закон "О беженцах": Создание фонда жилья для временного поселения беженцев отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней. Устанавливаются расходные обязательства РФ в части мероприятий, связанных с приемом, проездом и размещением лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами и членов их семей, их социальных прав и гарантий с правом направления на эти цели средств субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях": Устанавливается, что гарантии и компенсации для лиц, проживающих (работающих, обучающихся) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и их финансовое обеспечение регулируются: для федеральных государственных учреждений –федеральными законами; для государственных учреждений субъектов РФ – законами субъектов РФ; для муниципальных учреждений – правовыми актами органов местного самоуправления; для организаций, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем.

Определяется, что полномочия по установлению и финансовому обеспечению гарантий и компенсаций для военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, неработающих пенсионеров, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера закрепляются за федеральными органами государственной власти. Предусматривается компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно раз в три года в порядке, установленном Правительством РФ.

В Закон "О закрытом административно-территориальном образовании": Включение (с 1 января 2006 года) ЗАТО в бюджетную систему субъектов Российской Федерации с формированием доходной части бюджетов в соответствии с общим порядком, установленным для муниципальных образований – городских округов. Предоставление бюджетам ЗАТО субвенций из федерального бюджета на финансирование расходов, обусловленных их особым статусом, в порядке, установленном Правительством РФ.

В Закон "О статусе наукограда Российской Федерации": Устанавливаются критерии для присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, отражающие особенности данных муниципальных образований. Статус наукограда присваивается Правительством РФ с одновременным утверждением приоритетных для данного наукограда направлений научной, научно - технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Предоставляется возможность введения субвенций из федерального бюджета для возмещения дополнительных расходов наукоградов. Исключаются положения, предусматривающие утверждение федеральных целевых программ и обязательность финансирования программ развития наукоградов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

REGNUM

Рекомендуем почитать