Заместитель начальника отдела по борьбе с преступлениями в кредитно-финансовой сфере и легализацией преступных доходов УБЭП ГУВД края Андрей Филиппов рассказал корреспонденту KNews о специфике работы своего отделения.
«Одно из основных направлений работы нашего отделения – борьба с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем», - отметил Андрей Филиппов.
По уголовному кодексу для того чтобы финансовую операцию можно было причислить к этому виду, необходимо наличие трех классифицирующих признаков. «Во-первых, необходимо доказать преступное происхождение дохода, во-вторых - совершение финансовых операций с целью легализации именно с этими средствами и в-третьих – сумма отмываемых средств должна быть крупного размера», - сказал Андрей Филиппов.
Отметим, что под крупным размером федеральное законодательство понимает сумму, равную или превышающую 2000 минимальных оплат труда, что в денежном выражении равняется 900 тысячам рублей.
«Высокая планка по третьему признаку представляет одну из главных трудностей в нашей работе, так как выводит из нашей компетенции большое количество дел, - отметил Андрей Филиппов. – Я знаю, что в настоящее время Министр внутренних дел Борис Грызлов выходит в Госдуму с инициативой внесения ряда поправок в Уголовный кодекс РФ, в них учитывается и снижение этого минимального значения. Я считаю, что принятие этой нормы будет справедливым решением».
Вторая сложность работы связана с необходимостью доказательства того факта, что отмываемые деньги – это именно те, которые были получены в результате преступления. «Реально это не сложность, просто у нас пока мало опыта и практики ведения этих дел, - отметил Андрей Филиппов. – Чем больше мы будем работать, чем больше будет практики, тем проще в дальнейшем будет проходить этот этап».
Стоит отметить, что в России на федеральном уровне уделяется высокое внимание борьбе с отмыванием преступных доходов. «Это связано с тем, что наша страна с весны этого года является членом международной организации по противодействию легализации преступных доходов (FATF), - отметил Андрей Филиппов. - Это накладывает на нас определенные обязательства, как в сфере законодательства, так и на практике; регулярно приезжают специальные комиссии, проводится оценка эффективности принимаемых мер».
Существует еще одна объективная причина увеличения масштабов деятельности правоохранительных органов в этом направлении – это федеральный закон «О противодействии легализации преступных доходов и борьбе с финансированием терроризма», принятый в 2001 году. «Согласно нему создан Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), главная задача которого – отслеживание всех сомнительных сделок, проведенных через коммерческие банки РФ. Под категорию «сомнительная» попадают сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей, особенно если они осуществлялись с наличностью, - подчеркнул Андрей Филиппов. - По этому закону все коммерческие банки России обязаны направлять в суточный срок информацию о всех сделках, попадающих под эту категорию, в КФМ, который в свою очередь может инициировать проверку этой сделки органами по борьбе с экономическими преступлениями».
Стоит отметить, что КФМ имеет свои межрайонные управления во всех федеральных округах России. В СФО соответствующее управление располагается в Новосибирске. «Сейчас обсуждается возможность создания в виде эксперимента отделения КФМ в Красноярске, - отметил Андрей Филиппов. – Если это произойдет, то, по моему мнению, эффективность взаимодействия наших структур существенно возрастет».
В заключение Андрей Филиппов отметил: «Несмотря на то, что направление по борьбе с легализацией преступных доходов молодое и еще остаются недоработки в законе и шероховатости на практике, есть все основания предполагать его активное развитие в ближайшее время. Нами накоплен обширный массив информации о физических и юридических лицах, осуществляющих подобные операции, описаны типичные схемы легализации. И даже если закон не позволяет пресечь и покарать, то мы все равно держим ситуацию на контроле».