Главное управление образования администрации Красноярского края подводит итоги деятельности в плане обеспечения права каждого ребенка на получение обязательного основного общего образования. Так, в течение трех последних месяцев управление дважды проводило пресс-конференции по этим вопросам. Кроме того, ситуация обсуждалась и на осенней коллегии, куда были приглашены руководители районных отделов и управлений образования, в худшей степени обеспечившие учет детей. Помимо этого, специалисты главного управления образования провели проверки ряда территорий.
Обеспечение доступности общего образования в течение ряда лет обозначалось одной из основных задач краевой системы образования и рассматривалось в трех аспектах:
- восстановление системы учета детей, создание автоматизированной базы данных учащихся, что позволит отслеживать движение учащихся в крае;
- создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования;
- мониторинг реализации обеспечения обязательного основного общего образования.
Проблема учета выбытия детей из системы общего образования остается актуальной: за 2001-2002 учебный год выбыло из системы общего образования 4541 учащихся, из них 2247 – дети первой и второй ступеней. По статистическим данным за 2002-2003 учебный год выбыло 4152 учащихся, из них 2571 учащиеся первой, второй ступеней. Причины: 1403 ушли в вечерние (сменные) общеобразовательные школы, 1321 - в ПТУ, 91 - на различные курсы, исключено за недостойное поведение - 24, поступили на работу и не обучаются - 527, не работают и не учатся - 139, по причине длительной болезни - 104, по другим причинам - 543.
Проведены оперативные проверки ряда территорий по вопросам обеспечения конституционного права каждого ребенка на получение общего образования. В результате выяснилось, что система учета и движения учащихся в крае находится в стадии формирования: имеется повсеместно муниципальная нормативно-правовая база по этому направлению, хотя в ряде территорий, например, г. Назарово, Сухобузимский район не отработаны механизмы межведомственного взаимодействия по вопросам учета и движения детей. Так, нет подтверждения об обучении в тех школах, в которые, по сведениям администраций школ Казачинского, Сухобузимского районов и г. Назарово, выбыли их учащиеся.
Сейчас началось внедрение краевой автоматизированной системы, аналогов которой в России нет. Главное управление образования Красноярского края в качестве эксперимента проводит ее апробацию в девяти территориях. По словам начальника управления Владимира Шишмарева, с внедрением автоматизированной системы учета и движения школьников на территории края проблема будет снята полностью.