На заседании комитета по бюджету и экономической политике депутаты Законодательного Собрания Красноярского края заслушали отчет Счетной палаты края об использовании средств краевого бюджета на реализацию программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2012–2014 годы. Аудитор Елена Наумова напомнила, что объем финансирования мероприятий по программе составляет 453 млн рублей. В ходе проверки были выявлены нарушения и недостатки. Среди них — отсутствие необходимой документации, неисполнение определенных показателей (некоторые органы местного самоуправления не обеспечили функционирование системы видеонаблюдения в местах несанкционированных свалок), нарушение законодательства о госзакупках, неэффективные расходы. Кроме того, Наумова сообщила, что есть риски по своевременному возведению полигона ТБО в Канске. В то же время, по словам аудитора, большинство показателей программы достигнуты, а ее выполнение составляет порядка 90%.
Замминистра природных ресурсов и экологии края Сергей Шахматов согласился с основными замечаниями и сказал, что план по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверки Счетной палаты, уже сформирован, и министерство приступило к работе. «Основная причина недостатков, которые были выявлены, — это отсутствие концептуального положения по обороту твердых бытовых отходов в крае, — заметил он. — Мы над ним работаем». В ответ на вопрос председателя комитета Андрея Самохина о причинах неосвоения средств Шахматов сообщил, что проблема заключалась в мусоросортировочном заводе в Березовском районе: «Когда уже решился инфраструктурный вопрос, прошли предпроектные работы и все было готово, инвестор отказался от проекта, и средства были возвращены в краевой бюджет».
«А что делается с несанкционированными свалками? Если на протяжении десятилетий земельный участок возле деревни использовался для вывоза твердых бытовых отходов, то, может, его проще перевести в эту категорию?», — предложил Самохин.
Сергей Шахматов ответил, что этот вопрос невозможно решить только через перевод категории земель, поскольку существует множество нюансов. В то же время на ликвидацию несанкционированных свалок из года в год выделяется большое количество денег. Например, только в Красноярске было ликвидировано 214 таких объектов. «Здесь вопрос повышения культуры населения и усиления контроля за оборотом ТБО», — сказал чиновник и напомнил, что пять лет назад свалок было больше, чем сейчас.
Председатель комитета также попросил пояснить, почему не везде работала система видеонаблюдения. «Многие муниципалитеты подключились с опозданием — проблема носила технический характер. Но там, где был налажен видеомониторинг, это принесло плоды. Во-первых, удалось пресечь организацию несанкционированных свалок. Во-вторых, наложить штрафы на конкретных лиц», — сказал Шахматов и добавил, что необходимо совершенствование административного законодательства.
По итогам обсуждения отчета депутаты решили предложить правительству края разработать и представить в Законодательное Собрание концепцию, определяющую системный подход к организации процессов обращения с твердыми бытовыми отходами, усилить внутренний контроль за реализацией мероприятий по управлению отходами на территории края, принять меры по сокращению неэффективных расходов.